В коллекции краеведческого музея представлено несколько разновидностей утюгов, и большинство из них являются угольными. Свое название этот вид утюгов получил от способа нагревания — внутрь утюга закладывали березовые угли и закрывали сверху крышкой. Для лучшего нагревания в корпусе делали специальные отверстия по бокам.
Такие утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Чтобы избежать такой неприятности, придумали глухую конструкцию утюга, снабженную для лучшей тяги трубой и поэтому напоминающую миниатюрную печку. С тыльной стороны сделали поддувало, которое закрывалось заслонкой.
На заслонке утюга, переданного музею в 1969 году, находится изображение лица старца — барельеф великого русского писателя XIX века Льва Толстого. Графа за его «еретическое» вероучение отлучили от Русской православной церкви. В знак этого события мастера города Вереи изготовили утюги со схематичным портретом писателя, размещенном возле раскаленных углей — в символической «геенне огненной».
Угольные утюги стоили дорого и были недоступны основной массе населения — их считали предметами достатка, материального благополучия и передавали по наследству. Эту статусную вещь ставили на видное место рядом с самоваром, на кружевной скатерти.
История утюга насчитывает не одну сотню лет. В IV веке до н. э. в Древней Греции изобрели способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовали слегка обработанные нагретые булыжники. В труде Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк», написанном в Ⅺ веке, есть упоминание об этом предмете обихода: «үтүк — железо в форме лопатки, которое накаливают и используют для прогревания ворса одежды и ее разглаживания».
В XVIII–XIX веках форма металлических утюгов уже была близка к современной. К середине XVIII века появились утюги с горящими углями внутри. Наиболее распространенными были нагревательные утюги — их разогревали в печи. Значительно дороже были спиртовые — в XIX веке за один такой утюг могли дать небольшую отару овец. Утюг с электронагревом появился в конце XIX века.
Такие утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Чтобы избежать такой неприятности, придумали глухую конструкцию утюга, снабженную для лучшей тяги трубой и поэтому напоминающую миниатюрную печку. С тыльной стороны сделали поддувало, которое закрывалось заслонкой.
На заслонке утюга, переданного музею в 1969 году, находится изображение лица старца — барельеф великого русского писателя XIX века Льва Толстого. Графа за его «еретическое» вероучение отлучили от Русской православной церкви. В знак этого события мастера города Вереи изготовили утюги со схематичным портретом писателя, размещенном возле раскаленных углей — в символической «геенне огненной».
Угольные утюги стоили дорого и были недоступны основной массе населения — их считали предметами достатка, материального благополучия и передавали по наследству. Эту статусную вещь ставили на видное место рядом с самоваром, на кружевной скатерти.
История утюга насчитывает не одну сотню лет. В IV веке до н. э. в Древней Греции изобрели способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовали слегка обработанные нагретые булыжники. В труде Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк», написанном в Ⅺ веке, есть упоминание об этом предмете обихода: «үтүк — железо в форме лопатки, которое накаливают и используют для прогревания ворса одежды и ее разглаживания».
В XVIII–XIX веках форма металлических утюгов уже была близка к современной. К середине XVIII века появились утюги с горящими углями внутри. Наиболее распространенными были нагревательные утюги — их разогревали в печи. Значительно дороже были спиртовые — в XIX веке за один такой утюг могли дать небольшую отару овец. Утюг с электронагревом появился в конце XIX века.