Одним из излюбленных мотивов в декоративно прикладном искусстве коми зырян был мотив птицы, в частности водоплавающей. Утка, лебедь, гагара в космогонических мифах финно-угорских народов часто являются творцами мироздания или являются помощниками богов-демиургов.
В форме водоплавающих птиц делались солонки-утицы (сов-доз) — посуда, которая служила для хранения и подачи на стол соли, выполненная в удивительной зооморфной пластике в виде мифологической Праматери-утки.
С солонкой и солью у коми связаны определённые правила поведения. По представлениям коми, соль — одно из наиболее действенных магических средств, которое широко применялась в качестве оберега от нечистой силы и использовалось как средство от болезней и порчи. Особенно действенным считалось у коми зырян сочетание хлеб — соль (нянь-сов). Уже само это выражение являлось не только приглашением в гости, но и пожеланием счастья, безбедного существования, здоровья и полноты жизни.
Утицу воспринимали как символ семейного счастья и благополучия. Такую солонку выдалбливали из одного куска дерева. Ручкой служил хвост или голова птицы. Почти все солонки изготовлялись с крышками. Выдвижная крышка-спинка крепилась на деревянном штырьке и украшалась одной или несколькими птицами.
Солонка имела множество названий — берестёнка, дуплёнка, колодчик, кубышка, кутька, коренушка, солило, чухарь и другие.
Отношение к солонке всегда было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью, её никогда не продавали. На неё переносилось и почтительное отношение к соли, считавшейся ценным продуктом, без которого человек не может жить.
Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия. Соль и солонка широко использовались в обрядовой жизни человека, особенно в свадебных ритуалах. Она вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Дочери-невесте во время свадебного обряда дарили солонку — как символ продолжения материнского рода. Солонка отождествлялась с домом и хозяйством, создавая семью, женщина хотела принести в дом мужа часть своего дома. Солонка с солью всегда находилась на столе вовремя смотрин, на рукобитье. Соль в солонке, калач и сыр клали на стол перед женихом и невестой. Жених в своём дарении обязательно привозил невесте солонку, скатерть и угощение.Одним из излюбленных мотивов в декоративно прикладном искусстве коми зырян был мотив птицы, в частности водоплавающей. Утка, лебедь, гагара в космогонических мифах финно-угорских народов часто являются творцами мироздания или являются помощниками богов-демиургов.
В форме водоплавающих птиц делались солонки-утицы (сов-доз) — посуда, которая служила для хранения и подачи на стол соли, выполненная в удивительной зооморфной пластике в виде мифологической Праматери-утки.
С солонкой и солью у коми связаны определённые правила поведения. По представлениям коми, соль — одно из наиболее действенных магических средств, которое широко применялась в качестве оберега от нечистой силы и использовалось как средство от болезней и порчи. Особенно действенным считалось у коми зырян сочетание хлеб — соль (нянь-сов). Уже само это выражение являлось не только приглашением в гости, но и пожеланием счастья, безбедного существования, здоровья и полноты жизни.
Утицу воспринимали как символ семейного счастья и благополучия. Такую солонку выдалбливали из одного куска дерева. Ручкой служил хвост или голова птицы. Почти все солонки изготовлялись с крышками. Выдвижная крышка-спинка крепилась на деревянном штырьке и украшалась одной или несколькими птицами.
Солонка имела множество названий — берестёнка, дуплёнка, колодчик, кубышка, кутька, коренушка, солило, чухарь и другие.
Отношение к солонке всегда было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью, её никогда не продавали. На неё переносилось и почтительное отношение к соли, считавшейся ценным продуктом, без которого человек не может жить.
Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия. Соль и солонка широко использовались в обрядовой жизни человека, особенно в свадебных ритуалах. Она вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Дочери-невесте во время свадебного обряда дарили солонку — как символ продолжения материнского рода. Солонка отождествлялась с домом и хозяйством, создавая семью, женщина хотела принести в дом мужа часть своего дома. Солонка с солью всегда находилась на столе вовремя смотрин, на рукобитье. Соль в солонке, калач и сыр клали на стол перед женихом и невестой. Жених в своём дарении обязательно привозил невесте солонку, скатерть и угощение.