Саранский художник Владимир Якутров создал образ советского мира, который он понимал как царство справедливости и социальной гармонии. Символом этого утопического мира стала написанная в 1980 году «Улица Коммунистическая».
Пейзаж Якутрова выглядит как архитектурный макет, окинутый сверху взором советского зодчего. Центр города Саранска показан художником в условной манере: сверху вниз прочерчена мощная перспектива прямой улицы, ее застройка разбита на три группы, каждая из которых изображена со своей точки.
Городская перспектива показана художником как традиционный символ коллективной надежды на светлое будущее, как жизненный шанс общества. На это однозначно указывала и топонимика города: характерно название улицы — Коммунистическая, то есть ведущая к коммунизму.
Начиная с 1960-х годов советские градостроители любили подавать свои проекты в виде громадных макетов. Пластиковый город коммунистического будущего не имел подробностей, но поражал масштабностью. В такой же манере выполнена и картина Владимира Якутрова.
На рубеже 1970–1980-х годов столица национальной автономии активно развивалась экономически, беспрепятственно расширялась и строилась. На картине типовые пятиэтажные жилые дома телесного цвета дружной чередой уходят к горизонту — такими микрорайонами город ежегодно прирастал во всех направлениях.
На заднем плане на фоне неба виднеется как символ современной техники телевизионная вышка и проступают силуэты многоэтажных зданий. До самого горизонта город утопает в деревьях — осенние огненные кроны напоминают море кумачовых стягов на демонстрации трудящихся.
На тротуарах толпятся пешеходы, по проезжей части движется поток общественного и легкового транспорта. Активную, но несколько хаотичную городскую жизнь приводит к порядку стоящий на перекрестке регулировщик. Он символизирует власть и словно передает полномочия от проектировщика к управленцам.
На первом плане пейзажа показаны здания Совета министров, гостиницы, госбанка и телеграфа, далее — Музей имени Эрьзи и Дворец культуры профсоюзов. Эти общественные здания были построены на месте деревянных кварталов во второй половине 1970-х годов по типовым проектам и образовали общегородской общественный центр на Коммунистической улице.
Среди зданий с пилонами и плоскими крышами выделяется единственный элемент городского дизайна — фонтан «Одуванчик» на Коммунистической площади. Таков общественный центр советского города: крупномасштабный и многоэтажный, из которого открываются впечатляющие перспективы.
Пейзаж Якутрова выглядит как архитектурный макет, окинутый сверху взором советского зодчего. Центр города Саранска показан художником в условной манере: сверху вниз прочерчена мощная перспектива прямой улицы, ее застройка разбита на три группы, каждая из которых изображена со своей точки.
Городская перспектива показана художником как традиционный символ коллективной надежды на светлое будущее, как жизненный шанс общества. На это однозначно указывала и топонимика города: характерно название улицы — Коммунистическая, то есть ведущая к коммунизму.
Начиная с 1960-х годов советские градостроители любили подавать свои проекты в виде громадных макетов. Пластиковый город коммунистического будущего не имел подробностей, но поражал масштабностью. В такой же манере выполнена и картина Владимира Якутрова.
На рубеже 1970–1980-х годов столица национальной автономии активно развивалась экономически, беспрепятственно расширялась и строилась. На картине типовые пятиэтажные жилые дома телесного цвета дружной чередой уходят к горизонту — такими микрорайонами город ежегодно прирастал во всех направлениях.
На заднем плане на фоне неба виднеется как символ современной техники телевизионная вышка и проступают силуэты многоэтажных зданий. До самого горизонта город утопает в деревьях — осенние огненные кроны напоминают море кумачовых стягов на демонстрации трудящихся.
На тротуарах толпятся пешеходы, по проезжей части движется поток общественного и легкового транспорта. Активную, но несколько хаотичную городскую жизнь приводит к порядку стоящий на перекрестке регулировщик. Он символизирует власть и словно передает полномочия от проектировщика к управленцам.
На первом плане пейзажа показаны здания Совета министров, гостиницы, госбанка и телеграфа, далее — Музей имени Эрьзи и Дворец культуры профсоюзов. Эти общественные здания были построены на месте деревянных кварталов во второй половине 1970-х годов по типовым проектам и образовали общегородской общественный центр на Коммунистической улице.
Среди зданий с пилонами и плоскими крышами выделяется единственный элемент городского дизайна — фонтан «Одуванчик» на Коммунистической площади. Таков общественный центр советского города: крупномасштабный и многоэтажный, из которого открываются впечатляющие перспективы.