Медные или латунные литые фигурки — важный декоративный элемент для культуры лесных ненцев. Такие изделия используют в украшении традиционных костюмов и средств передвижения — северных нарт. Многие исследователи отмечают, что потребность в нашивных и подвесных прорезных бляхах, цепочках и колокольчиках ранее была столь велика, что вызвала к жизни целый промысел. Во многих местах, как в самой Сибири, так и на европейском Севере, образовывались промысловые объединения, которые занимались выплавкой меди и изготовлением бляшек и украшений по заказам и образцам коренных северных народов.
Несмотря на то, что отливные бляхи производились в большом количестве, цена на них была высокой. Платили за украшения натурой — шкурками пушных зверей: соболя, белки, куницы, лисы. Покупатели не скупились, ведь подвесные цепочки, бляхи и колокольчики служили не только декоративным оформлением, но и выполняли функцию оберега от злых духов. По поверью, звон металла защищает владелицу украшений от враждебных сил. Переходя из поколения в поколение как семейные реликвии, эти одиночные украшения дожили до нашего времени.
Декоративное оформление нарт в наши дни сохранилось лишь в украшении женских саней или праздничных саней для невесты. Передние верхние части нащепов нарты в качестве декоративной отделки обматываются полосками цветного сукна или ровдуги — замши из шкуры оленя. Боковая стенка по центру украшается декоративной медной бляхой с прорезным рисунком. Мотив узора — бегущий олень, геометрический орнамент или пиктограмма — это родовой знак.
В этнографической экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлено украшение на женскую нарту, датированное XIX веком. Оно передано в коллекцию жительницей стойбища Рычи-Яха Енасятой Пяк. Украшение изготовлено из красной меди. Оно имеет форму кольца, в которое заключен силуэт северного оленя с гордо поднятой головой, увенчанной ветвистыми рогами. Ноги оленя опираются на полоску земли. С внешней стороны — четыре пары симметричных петель для надежного крепления к нарте.
Несмотря на то, что отливные бляхи производились в большом количестве, цена на них была высокой. Платили за украшения натурой — шкурками пушных зверей: соболя, белки, куницы, лисы. Покупатели не скупились, ведь подвесные цепочки, бляхи и колокольчики служили не только декоративным оформлением, но и выполняли функцию оберега от злых духов. По поверью, звон металла защищает владелицу украшений от враждебных сил. Переходя из поколения в поколение как семейные реликвии, эти одиночные украшения дожили до нашего времени.
Декоративное оформление нарт в наши дни сохранилось лишь в украшении женских саней или праздничных саней для невесты. Передние верхние части нащепов нарты в качестве декоративной отделки обматываются полосками цветного сукна или ровдуги — замши из шкуры оленя. Боковая стенка по центру украшается декоративной медной бляхой с прорезным рисунком. Мотив узора — бегущий олень, геометрический орнамент или пиктограмма — это родовой знак.
В этнографической экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлено украшение на женскую нарту, датированное XIX веком. Оно передано в коллекцию жительницей стойбища Рычи-Яха Енасятой Пяк. Украшение изготовлено из красной меди. Оно имеет форму кольца, в которое заключен силуэт северного оленя с гордо поднятой головой, увенчанной ветвистыми рогами. Ноги оленя опираются на полоску земли. С внешней стороны — четыре пары симметричных петель для надежного крепления к нарте.