Традиционный национальный удмуртский костюм своему хозяину или хозяйке служил не только украшением, но и символической защитной оболочкой от внешних неприятностей. Самые древние удмуртские одежды имели фасон, похожий на современные туники — покрывающие все тело свободные одежды в форме мешка с отверстиями для головы и рук. Материал для пошива одежды удмурты ткали вручную: на севере использовали лен, а на юге коноплю. Занятие животноводством позволило удмуртам использовать в качестве сырья для тканей овечью шерсть. В экспозиции Зала этнографии представлен традиционный удмуртский женский костюм, состоящий из туникообразного домотканого платья (дэрема), фартука (ашшета) и платка (кышета).
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состоит из белого, серого, коричневого и красного цветов, а также цветов охры и индиго. Красители удмуртские ремесленники получали из минералов и растений, а со временем они начали использовать анилиновые красители, которые ввозили торговавшие с Удмуртией тюрки. Стоит отметить, что в северных удмуртских районах одежды декорировались скромнее и в их оформлении преобладали белый и серый цвета. В южных краях цвета были более пестрыми и насыщенными: это связано с расположением торговых путей, которых на юге Удмуртии было значительно больше.
С появлением атласных и шелковых тканей удмуртские швеи начали шить из них нарядные рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим художественном вкусом, можно по праву называть модельерами своего времени: создавая костюм с новым фасоном, они помечали его особой авторской меткой, связкой ниток. Другие швеи могли копировать оригинальный костюм, однако с помощью метки обязательно должны были подчеркивать его авторство.
С течением времени национальный удмуртский костюм начал терять популярность, а домотканые ткани постепенно заменили фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд начали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время обрели историческую ценность.
Цветовая гамма национального удмуртского костюма состоит из белого, серого, коричневого и красного цветов, а также цветов охры и индиго. Красители удмуртские ремесленники получали из минералов и растений, а со временем они начали использовать анилиновые красители, которые ввозили торговавшие с Удмуртией тюрки. Стоит отметить, что в северных удмуртских районах одежды декорировались скромнее и в их оформлении преобладали белый и серый цвета. В южных краях цвета были более пестрыми и насыщенными: это связано с расположением торговых путей, которых на юге Удмуртии было значительно больше.
С появлением атласных и шелковых тканей удмуртские швеи начали шить из них нарядные рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим художественном вкусом, можно по праву называть модельерами своего времени: создавая костюм с новым фасоном, они помечали его особой авторской меткой, связкой ниток. Другие швеи могли копировать оригинальный костюм, однако с помощью метки обязательно должны были подчеркивать его авторство.
С течением времени национальный удмуртский костюм начал терять популярность, а домотканые ткани постепенно заменили фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд начали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время обрели историческую ценность.