Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Восток — дело тонкое»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Тысячи лиц

Время создания
XIX в.
Место создания
Китай
Размер
Высота - 28,5 см
Техника
Бумага, гуашь, белила, тушь, перо, кость, дерево, фольга, металл, ткань; роспись, аппликация, резьба
0
Открыть в приложении
#1
Веер «Тысячи лиц» (мандаринский)
#2
Веер был привезен из Китая и относится к так называемым «мандаринским» веерам. Подобные веера были очень популярны в Европе, а название пошло от именования мандаринами китайских чиновников, чьим непременным атрибутом был веер.
Характерной особенностью этих вееров являются бумажные экраны, покрытые росписью гуашью в манере китайской «прибрежной школы», использующей плотные, насыщенные цветом краски. Лица многочисленных персонажей выполнялись из тонких пластинок слоновой кости с росписью, а их одежда — из фрагментов шелковых тканей, наклеенных на экран. Для западного покупателя, жаждущего восточной экзотики, они были олицетворением непостижимого таинственного Востока. Выйти в свет без восточного веера считалось плохим тоном.
#4
Оборотная сторона веера
#5

Состояние сохранности 

#6
В реставрацию веер поступил в руинированном состоянии: все пластины веера, кроме одной, были поломаны, наблюдалось общее поверхностное загрязнение и следы предыдущей непрофессиональной реставрации: некоторые пластины были укреплены при помощи картона. Экран веера был сильно разрушен, разорван на шесть частей. От имеющихся повреждений красочный слой и основа местами были утрачены, наблюдались поверхностные загрязнения: пятна клея, грязь, пыль.
#7
Экспонат до реставрации 
#3

Реставрация 

#8
Из-за сильных механических повреждений было принято решение полностью отделить экран веера от станка, а также разделить две половинки экрана. Реставрацией костяного станка занималась С.В. Медведева, а бумажного экрана — Е.Г. Соловьева.
#9
В процессе реставрации
#10
Была составлена карта-схема расположения отпавших фрагментов станка веера, по которой удалось определить симметричность рисунка резьбы. Таким образом, при восполнении утрат пластин были использованы прямые аналогии.  
Для деликатного удаления поверхностных загрязнений и следов клея был подобран специальный раствор. После очистки пластины помещались в пресс для предотвращения возможной деформации. Следующим этапом стало укрепление и мастиковка трещин на пластинах.
Важную часть работы составил выбор материала для изготовления утраченных фрагментов. Необходимо было сохранить воздушность, легкость прорезного орнамента веера. Был выбран материал близкий к авторскому — кость, но кость бивня мамонта. Ее структура прочна и работает на изгиб. Специалисты отдела провели тончайшую работу — самой тонкой пилкой ювелирного лобзика вырезали внешние контуры утраченных фрагментов.
#11
Дублировочные пластины и восполненные фрагменты, подготовленные для склейки
#12
Затем на полученных фрагментах была проведена самая ответственная операция — выпиливание ажура на специально приспособленной доске «ласточкин хвост» ювелирным лобзиком.
#13
#14
Работе с экраном предшествовал комплекс физико-химических исследований красочного слоя. В укреплении он не нуждался. Тогда сотрудники отдела приступили к восполнению утрат. Для этого была подобрана по цвету, толщине и фактуре реставрационная бумага.
В заключение под отстающие кусочки ткани и костяные личики был подведен кроличий клей. Обе половины экрана были сдублированы на японскую бумагу.
#15
#16
Работа с веером «Тысяча лиц» — пример традиционного метода восполнения утрат костяной основы в материале, с соблюдением принципа отличимости. Однако в XXI в. в реставрационную практику входит все больше синтетических материалов, позволяющих визуально имитировать оригинальную основу и более удобных в работе со сложными художественными восполнениями и реконструкциями.
читать дальшескрыть

Тысячи лиц

Время создания
XIX в.
Место создания
Китай
Размер
Высота - 28,5 см
Техника
Бумага, гуашь, белила, тушь, перо, кость, дерево, фольга, металл, ткань; роспись, аппликация, резьба
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%