В экспозиции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева представлены женские туфли из китайского театра в Миллионке — историческом квартале Владивостока.
Обитатели Миллионки были весьма непритязательны в быту, но нуждались в зрелищах. Так, на территории одного квартала располагались сразу три китайских театра: театр Ван Тын Сина по улице Корейской и два театра на Семёновской улице, которую китайцы называли Сиюань Дацзе (в переводе — улица Театральная): театр Северный и театр Южный. Первый был вместительным и общедоступным: семечки, орешки, сладости, шелуха и обертки под ногами — этот театр посещали люди небогатые. А в Южном за столики подавали чай и сладости, здесь коротали вечера представители зажиточных слоев населения.
Театральное искусство всегда было популярно в Китае. Однако для людей с традиционным вкусом китайский театр выглядит совершеннейшей экзотикой: оркестр размещается не в яме, а в глубине сцены, декораций практически нет, зато костюмы и грим очень красочные. Оркестр в китайском театре играет, не переставая, и непривычному уху эта смесь барабанного боя и звона гонгов кажется сплошной какофонией. Однако репертуар театров был богатым: от пьес, отражающих историю Китая 500-летней давности, до современных и особенно любимых публикой юмористических.
Для китайского театра характерна условность предметов и действий: плеть в руке актера означает, что он едет верхом, фонарь — что действие происходит ночью; если героя укрыли голубым покрывалом, это значит, что он утонул.
Последним директором Южного
театра был Джан Туй, муж известного востоковеда Позднеевой (дочери основателя
Восточного института). Этот театр часто посещали студенты-востоковеды: они
не столько восхищались актерским мастерством, сколько нарабатывали
языковую практику. В первые годы советской власти здание театра пытались
использовать как кинотеатр для китайских рабочих: торжественное его открытие
состоялось в августе 1929 года, когда во Владивостоке работал 2-й
Тихоокеанский конгресс профсоюзов (в его честь и назвали кинотеатр,
но название не прижилось). Китайский кинотеатр просуществовал
недолго: в конце 1930-х годов, когда китайское население в городе
заметно поредело, надобность в нем отпала, и в здании заработал
кинотеатр «Родина» (до 1981 года).