Трещотки — ударный музыкальный инструмент, любимый адыгами, без него не обходится ни один праздник. Он не только ровно держит темп, но и воодушевляет танцующих силой своих ударов.
Ритмичные адыгейские народные танцы сопровождаются звуком старинного музыкального инструмента. Трещотки задают ритм композиции и движениям танцующего. Звучат, напоминая цокот копыт коня, без которого невозможно представить лихих адыгов.
Конструкция трещоток проста, но изготовление требует мастерства, которое в Адыгее передается от отцов к сыновьям. Трещотки состоят из нескольких высушенных деревянных пластин. Они нанизываются на ремешок-петлю, за которую исполнитель удерживает ее, намотав на ладонь.
Инструмент состоит из 3–5–7 хорошо высушенных звонких дощечек, 10–17 сантиметров в длину и 5–10 сантиметров в ширину, одним концом свободно привязанных при помощи тонкого, но прочного ремешка к такой же пластине с рукояткой. Общая длина — 30–35 сантиметров.
Раньше для трещоток подбирались мягкие сорта дерева. Современные национальные инструменты изготавливаются из твердых пород дерева: ясеня, каштана, чинары, граба, самшита. Мастера, которые в прошлом изготовляли трещотки, богато украшали их серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого. Изготавливать трещотки имеют право только мужчины.
Чтобы играть на трещотках, нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому принято, чтобы на них играли мужчины. На праздниках, народных гуляньях трещотки сопровождают звучание скрипки, флейты, других представителей адыгской национальной музыкальной группы. Трещотки в качестве сувенира привозят туристы из поездок в Республику Адыгея.
Трещотки, представленные в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, состоят из семи пластинок. Автор трещоток Сташ Мира Хаджиметовна — мастер по дереву из аула Габукай, проживающая в городе Адыгейске. На ручке внизу надпись: «Адыгейск 1995 г. Мира». Две пластины трещоток (первую и последнюю) мастер украсила традиционным адыгейским орнаментом.
Ритмичные адыгейские народные танцы сопровождаются звуком старинного музыкального инструмента. Трещотки задают ритм композиции и движениям танцующего. Звучат, напоминая цокот копыт коня, без которого невозможно представить лихих адыгов.
Конструкция трещоток проста, но изготовление требует мастерства, которое в Адыгее передается от отцов к сыновьям. Трещотки состоят из нескольких высушенных деревянных пластин. Они нанизываются на ремешок-петлю, за которую исполнитель удерживает ее, намотав на ладонь.
Инструмент состоит из 3–5–7 хорошо высушенных звонких дощечек, 10–17 сантиметров в длину и 5–10 сантиметров в ширину, одним концом свободно привязанных при помощи тонкого, но прочного ремешка к такой же пластине с рукояткой. Общая длина — 30–35 сантиметров.
Раньше для трещоток подбирались мягкие сорта дерева. Современные национальные инструменты изготавливаются из твердых пород дерева: ясеня, каштана, чинары, граба, самшита. Мастера, которые в прошлом изготовляли трещотки, богато украшали их серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого. Изготавливать трещотки имеют право только мужчины.
Чтобы играть на трещотках, нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому принято, чтобы на них играли мужчины. На праздниках, народных гуляньях трещотки сопровождают звучание скрипки, флейты, других представителей адыгской национальной музыкальной группы. Трещотки в качестве сувенира привозят туристы из поездок в Республику Адыгея.
Трещотки, представленные в экспозиции Краеведческого музея города Адыгейска, состоят из семи пластинок. Автор трещоток Сташ Мира Хаджиметовна — мастер по дереву из аула Габукай, проживающая в городе Адыгейске. На ручке внизу надпись: «Адыгейск 1995 г. Мира». Две пластины трещоток (первую и последнюю) мастер украсила традиционным адыгейским орнаментом.