«Тощей свечой» в древности называли церковный подсвечник, который ставился перед храмовой или поклонной иконой, лежавшей на аналое. Название «тощая свеча» связано с тем, что для их изготовления бралась колода, полая (пустая, «тощая») внутри. Подставка и верхняя часть подсвечника могли быть металлическими. На подсвечниках ставилось обычно тринадцать свечей (по числу двенадцати апостолов и Христа), однако свечей могло быть и меньше. Поверхность подсвечника украшали орнаментальной росписью в виде стилизованных цветов, которые символизировали райские кущи.
Тощая свеча
Время создания
1667 год
Место создания
Русский Север
Размер
79x20x1,8 см
Техника
дерево, резьба, темпера, олово
Выставка
1
Открыть в приложении#2
#3
До реставрации
#4
Деревянные подсвечники, устанавливаемые в древних храмах, могли быть не только расписными или позолоченными, но и резными. Представленный образец выполнен в технике плоской резьбы, красочный слой нанесен как фон для рельефной надписи. Вверху сохранился ее фрагмент: «…ЛЕТА СЕДЬМЬ ТЫСЯЩ СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОГО (1667) ГОДУ». Название подсвечника «тощая свеча» имеет варианты: ставник, поставец. Собственно, сама цилиндрическая форма такого подсвечника напоминает форму свечки. Расписные и резные подсвечники были особенно распространены в северных храмах.
#5
Реставрация
#7
В процессе реставрации
#6
Выполнен подбор и склейка фрагментов. Проведена реконструкция основы, расколотой на две части. Тонированы без (восстановления орнамента) мелкие утраты. Поверхность покрыта защитным слоем.
#8
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
читать дальшескрыть
Тощая свеча
Время создания
1667 год
Место создания
Русский Север
Размер
79x20x1,8 см
Техника
дерево, резьба, темпера, олово
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться