Слова «торжество истины» точно характеризуют историю Хутынского Свято-Преображенского монастыря, выстоявшего на протяжении веков вопреки всем трудностям.
Монастырь расположен к северу от Новгорода, на слиянии Волхова и Малого Волховца.
Торжество истины началось с основателя обители. Потомок знатного боярского рода, Алексий Михайлович с юности презрел мирскую славу и благополучие, принял постриг под именем Варлаама и удалился отшельником на Хутынь (ранее — Хутино).
Существует две этимологических трактовки топонима. Первая, которая фигурирует в житии, отсылает к слову «худой», «худое место»: по преданию, на Хутыни водилась нечисть, изгнанная святым. Другая версия рассматривает слово «хоть» («желание»), что указывает на желанное место сначала для самого преподобного Варлаама, а затем и для приходивших сюда людей.
Варлаам Хутынский передал обители свои наследные угодья: рель — сухую полосу земли среди речной поймы, — «рыбные и гоголиные ловища», село Слудицы с церковью Святого Георгия, остров на Малом Волховце с рыбной тоней. Тем самым он заложил основы монастырского землевладения и упрочил экономическое положение монастыря. При нем же был установлен общежительный устав.
Хутынский монастырь играл важную роль не только в церковной, но и в политической и культурной жизни Новгорода. Так, в XIII веке он оказался вовлечен в противостояние владимиро-суздальских и черниговских князей; в XIII–XV веках здесь сложилась богатая библиотека, сформировался уникальный архитектурный ансамбль. Кроме первого Спасо-Преображенского каменного храма, здесь были построены еще три, тоже из камня: надвратные церкви Антония Великого (1417 год) и Илии Пророка (1418 год) и храм Варлаама Хутынского с колокольней (1445 год).
В XVI веке монастырь пользовался покровительством царей и великих князей, в особенности Василия III, и достиг расцвета. В 1611 году захватчики-шведы не разрушили монастырь, а устроили в нем свой штаб.
При Петре I и его наследниках, не жаловавших монашество, доходы обители и число насельников заметно сократились. Но монастырь выстоял благодаря любви и почитанию горожан. Его не коснулась даже реформа Екатерины II о секуляризации церковных земель, напротив, обитель была причислена к первому классу, что обещало поддержку государства.
К XIX веку Хутынский монастырь был одним из самых процветающих в стране.
Монастырь расположен к северу от Новгорода, на слиянии Волхова и Малого Волховца.
Торжество истины началось с основателя обители. Потомок знатного боярского рода, Алексий Михайлович с юности презрел мирскую славу и благополучие, принял постриг под именем Варлаама и удалился отшельником на Хутынь (ранее — Хутино).
Существует две этимологических трактовки топонима. Первая, которая фигурирует в житии, отсылает к слову «худой», «худое место»: по преданию, на Хутыни водилась нечисть, изгнанная святым. Другая версия рассматривает слово «хоть» («желание»), что указывает на желанное место сначала для самого преподобного Варлаама, а затем и для приходивших сюда людей.
Варлаам Хутынский передал обители свои наследные угодья: рель — сухую полосу земли среди речной поймы, — «рыбные и гоголиные ловища», село Слудицы с церковью Святого Георгия, остров на Малом Волховце с рыбной тоней. Тем самым он заложил основы монастырского землевладения и упрочил экономическое положение монастыря. При нем же был установлен общежительный устав.
Хутынский монастырь играл важную роль не только в церковной, но и в политической и культурной жизни Новгорода. Так, в XIII веке он оказался вовлечен в противостояние владимиро-суздальских и черниговских князей; в XIII–XV веках здесь сложилась богатая библиотека, сформировался уникальный архитектурный ансамбль. Кроме первого Спасо-Преображенского каменного храма, здесь были построены еще три, тоже из камня: надвратные церкви Антония Великого (1417 год) и Илии Пророка (1418 год) и храм Варлаама Хутынского с колокольней (1445 год).
В XVI веке монастырь пользовался покровительством царей и великих князей, в особенности Василия III, и достиг расцвета. В 1611 году захватчики-шведы не разрушили монастырь, а устроили в нем свой штаб.
При Петре I и его наследниках, не жаловавших монашество, доходы обители и число насельников заметно сократились. Но монастырь выстоял благодаря любви и почитанию горожан. Его не коснулась даже реформа Екатерины II о секуляризации церковных земель, напротив, обитель была причислена к первому классу, что обещало поддержку государства.
К XIX веку Хутынский монастырь был одним из самых процветающих в стране.