В экспозиции Челябинского государственного историко-археологического заповедника «Аркаим» представлен каменный топорик. Топорик был найден экспедицией музея-заповедника «Аркаим» под руководством Татьяны Сергеевны Малютиной в ходе исследований укрепленного поселения Аландское. Поселение Аландское находится в Кваркенском районе Оренбургской области, в 6 километрах к юго-востоку от села Аландское и в 2,5 километрах на северо-восток от села Красный Огородник.
Каменный ритуальный топорик имеет секирообразное слабоокругленное лезвие, один из углов оттянут книзу. Клин бочковидной формы, круглый в сечении. Обух в виде плоской округлой шляпки выделен кольцевой подрезкой. На боковой поверхности перпендикулярно оси топорика нанесен округлый желобок. Цвет топорика серо-желтый с черными мелкозернистыми включениями. Большое количество находок каменных проушных топоров такого типа именно в Южном Зауралье и сопредельных регионах может быть объяснено лишь их востребованностью в социально-культовой практике.
В качестве исходного района заимствования археологи рассматривают Северный Кавказ, где находки подобных предметов исчисляются десятками. Общие черты металлопроизводства, заимствованные синташтинскими металлургами Южного Урала с Северного Кавказа, говорят о наличии устойчивых связей между регионами в бронзовом веке. Размеры топоров, диаметр проушин, материал изготовления и тщательность обработки поверхностей говорят о небоевом применении топоров кабардино-пятигорского типа. К тому же в погребальных памятниках позднего бронзового века Южного Зауралья и Северного Казахстана нет подтверждения тезису о таких каменных топорах как о маркере воинского статуса погребенного.
По мнению Николая Борисовича Виноградова, широкую популярность у оседлого скотоводческого населения позднего бронзового века степей Восточной Европы и прилегающих районов Азии топоры кабардино-пятигорского типа могли получить как следствие распространения культа полубога — героя-кузнеца, творца всего сущего Тваштара, который дал людям колесницы, металлургию и ряд ремесел. Тваштар породил бога огня Агни (покровителя кузнецов и металлопроизводства) и создал для порожденного им же бога Индры молот. Культ Тваштара был широко распространен в пределах срубно-алакульского мира и отражен не только в разнообразных каменных репликах проушных топоров, но и в их керамических миниатюрных моделях.