#4
Тоннель КМК
#3
#2
Для безопасного движения тысяч людей с Нижней колонии на Верхнюю необходим был туннель под заводской площадкой. Его строительство началось в 1931 году. Рытьё тоннеля проходило вручную, а грунт вывозили вагонетками и грабарками. Сначала вырыли котлован, а после сверху перекрыли его.
Люди работали в две смены практически без выходных. Нормальным считалось отработать две смены. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт проседает, понадобилось дополнительно укрепить основание восемью сотнями свай.
На стройке было вынуто более 180 тысяч кубометров грунта, использовано более 13 тысяч кубометров бетона. Вопреки всему, тоннель был построен в рекордные сроки — менее чем за два года. Готовый тоннель на тот момент стал самым большим в Кузбассе. Таковым он остаётся и по сей день.
В 1933 году в тоннеле захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Заев. Серьёзно заболев во время строительства, он завещал похоронить себя, по сути, на рабочем месте, дабы навсегда слиться с главным делом всей своей жизни. Его товарищи выполнили его последнюю просьбу. На месте захоронения уже в 1960-х годах была установлена мемориальная табличка с его именем, которую можно увидеть на стене тоннеля и сегодня.
Интересно архитектурное решение входа в тоннель, выполненное в виде классического портика с полуколоннами дорического ордера и фризом. Группа проектировщиков под руководством инженера Теллуха создала богатое оформление Храма труда со стороны Верхней колонии — тогда это был главный вход.
Позднее, в 1944 году, городская сторона тоннеля была оформлена известным новокузнецким архитектором Николаем Бровкиным в виде колонн по бокам и фризом, на котором впоследствии были размещены четыре ордена комбината. Именно эту часть мы видим первой на площади Побед.
Рядом — здание заводоуправления КМК, Музей Боевой и трудовой славы, театр Металлургов.
Люди работали в две смены практически без выходных. Нормальным считалось отработать две смены. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт проседает, понадобилось дополнительно укрепить основание восемью сотнями свай.
На стройке было вынуто более 180 тысяч кубометров грунта, использовано более 13 тысяч кубометров бетона. Вопреки всему, тоннель был построен в рекордные сроки — менее чем за два года. Готовый тоннель на тот момент стал самым большим в Кузбассе. Таковым он остаётся и по сей день.
В 1933 году в тоннеле захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Заев. Серьёзно заболев во время строительства, он завещал похоронить себя, по сути, на рабочем месте, дабы навсегда слиться с главным делом всей своей жизни. Его товарищи выполнили его последнюю просьбу. На месте захоронения уже в 1960-х годах была установлена мемориальная табличка с его именем, которую можно увидеть на стене тоннеля и сегодня.
Интересно архитектурное решение входа в тоннель, выполненное в виде классического портика с полуколоннами дорического ордера и фризом. Группа проектировщиков под руководством инженера Теллуха создала богатое оформление Храма труда со стороны Верхней колонии — тогда это был главный вход.
Позднее, в 1944 году, городская сторона тоннеля была оформлена известным новокузнецким архитектором Николаем Бровкиным в виде колонн по бокам и фризом, на котором впоследствии были размещены четыре ордена комбината. Именно эту часть мы видим первой на площади Побед.
Рядом — здание заводоуправления КМК, Музей Боевой и трудовой славы, театр Металлургов.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться