В начале XX века традиция хантыйского ткачества была утрачена. Процесс создания пряжи и окрашивания ее отварами трав, ягод и древесных корней, изготовления тканей, их декорирования был долгим и трудоемким, но его результатом были настоящие произведения искусства.
Основным материалом для работы была крапива, позднее — лен и конопля.
Ткали на самодельных станках горизонтального типа, более совершенных, чем у алтайцев или жителей Средней Азии в тот же период. Представленный экземпляр был привезен из села Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. По словам жительницы Каменного Ефросиньи Ревак, приспособление состоит из таких элементов, как навой, нитченки, набелки, бердо, подножки, пришивало, притужало, скаленки для ниток.
Бердо — приспособление вроде частого гребня, которое используют, чтобы подбивать (уплотнять) и подравнивать уточные нити. Таким образом ткань получается более плотной и равномерной.
Для натяжения нитей основы установлены два вала — навои. На задний навой (пряжный) наматывали запас нитей основы, а на передний (товарный, он же пришва, или пришивало) — наработанную ткань. Для закрепления вала служило притужало (притужальник). Скаленкой называли устройство для наматывания пряжи на цевку; набелкой — парную деталь из дощечек, куда вставляется бердо (по словарю лингвиста Ольги Иосифовны Блиновой).
Елена Геннадьевна Фёдорова подробно описывает процесс тканья. Прежде всего мастерицы заготавливали основу: надевали нитки на размотки, свивая на катушку, затем два конца нитей продевали в кольцо под потолком и натягивали между шестью колышками. Кончик основы с петлями «привязывали к стойке ткацкого станка, нитки продевали сначала через отверстие нитченок, затем сквозь гребень и закрепляли в прорези навоя». Далее один конец снова привязывали к стойке, другой фиксировали между распорками.
Ткачихи работали, сидя на скамье перед навоем. Попеременно нажимая ногами на педали, они по очереди опускали нитченки, разделяя таким образом четные и нечетные нитки. В «зев» (зазор между ними) продергивали челнок с уточной нитью. Уточные (или поперечные) нити прибивали одну к другой с помощью берда.
Из более тонкого холста шили нательное белье, из более плотного — кроили женские и мужские рубахи, платья, штаны, халаты. До появления заводских металлических игл пользовались иголками из рыбьих костей или тонких косточек оленьей ноги или беличьей лапки.