Ткацкий стан или станок — главное устройство для изготовления полотен и ковров изо льна, хлопка, шелка и шерсти. Первые ткацкие станки появились более 7000 лет назад, когда люди научились плести циновки из сушеной травы и нуждались в инструменте. Ткачество отражено на древних фресках, а образ пряхи, которая прядет нить судьбы, встречается во многих мифологиях мира.
Ткачество — это тонкий и трудоемкий процесс, и чем умелее мастерица, тем быстрее у нее выходит. На станке натягивали нити вертикально, а ткачиха пропускала горизонтальные ряды вручную, чтобы они проходили над четными нитями и под нечетными, а в обратную сторону наоборот. Удобнее всего это было делать заостренной палочкой, на которую наматывали нить, — челноком. Нужно было следить, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой, а если мастерица ткала рисунок, то приходилось считать каждый шаг.
Ткань на станке можно было делать разную — легкую льняную или грубую, теплую шерстяную. Существуют различные виды ткачества на стане: дерюжное, ворсовое, пестрядинное, гобелен, узорное. В русских деревнях для изготовления тканей применяли горизонтальный ткацкий стан со сложной конструкцией. В ее основе две деревянные станины — параллельные рамы. К ним крепили два навоя, набелки с бердом, ниты с подножками.
К ткацкому стану полагались различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки. С их помощью мастерицы делали сложные ткани, например браные, будто расшитые, скатерти. Их ткали на двух подножках с дощечками-бральницами и двумя челноками с уточной нитью. Гобелены называли в русских деревнях «закладными», их умели ткать, но чаще работали над основными предметами быта: простынями, скатертями, полотенцами, покрывалами, одеждой.
На Руси ткацкий станок был в каждом доме. Девочки учились работать с раннего детства и к замужеству должны были стать хорошими ткачихами. Основная работа по изготовлению тканей приходилась на Великий пост и продолжалась до начала посевных работ. С ноября по март женщины обычно занимались прядением, чтобы подготовить нити для ткацкого сезона.
Ткачество — это тонкий и трудоемкий процесс, и чем умелее мастерица, тем быстрее у нее выходит. На станке натягивали нити вертикально, а ткачиха пропускала горизонтальные ряды вручную, чтобы они проходили над четными нитями и под нечетными, а в обратную сторону наоборот. Удобнее всего это было делать заостренной палочкой, на которую наматывали нить, — челноком. Нужно было следить, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой, а если мастерица ткала рисунок, то приходилось считать каждый шаг.
Ткань на станке можно было делать разную — легкую льняную или грубую, теплую шерстяную. Существуют различные виды ткачества на стане: дерюжное, ворсовое, пестрядинное, гобелен, узорное. В русских деревнях для изготовления тканей применяли горизонтальный ткацкий стан со сложной конструкцией. В ее основе две деревянные станины — параллельные рамы. К ним крепили два навоя, набелки с бердом, ниты с подножками.
К ткацкому стану полагались различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки. С их помощью мастерицы делали сложные ткани, например браные, будто расшитые, скатерти. Их ткали на двух подножках с дощечками-бральницами и двумя челноками с уточной нитью. Гобелены называли в русских деревнях «закладными», их умели ткать, но чаще работали над основными предметами быта: простынями, скатертями, полотенцами, покрывалами, одеждой.
На Руси ткацкий станок был в каждом доме. Девочки учились работать с раннего детства и к замужеству должны были стать хорошими ткачихами. Основная работа по изготовлению тканей приходилась на Великий пост и продолжалась до начала посевных работ. С ноября по март женщины обычно занимались прядением, чтобы подготовить нити для ткацкого сезона.