Обвинская роспись — яркое явление в народных росписях Прикамья. В XIX — начале XX века ей украшали деревянную утварь: прялки, бондарную посуду, игрушки. В центре композиции, как правило, располагался цветок «обвинская роза», а растительные узоры — трава, длинные пушистые стебли и плоды — заполняли свободное пространство.
Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве неизвестно. Самые ранние расписные прялки относятся к 1870-м годам.
В ранних памятниках обвинской росписи прослеживаются ее многообразные связи с искусством русского Севера. Это живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая переходы от цвета к цвету, пробелы поверх подмалевков, расположение главных мотивов — двух-трех цветов и плодов — на оси симметрии. Характерная особенность обвинской росписи — восьмилепестковый цветок-звезда. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры выгорецкого старообрядческого общежития. Выгорецкие мастерские в XVIII–XIX веках были крупным центром народного искусства Олонецкой губернии.
В 1850-е годы, в период очередного запрета старообрядчества, общежитие разогнали, мастера вынуждены были скрываться. Некоторые из них могли перебраться в Прикамье. Вероятно, один из выгорецких живописцев способствовал развитию промысла в районе реки Обвы.
Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве неизвестно. Самые ранние расписные прялки относятся к 1870-м годам.
В ранних памятниках обвинской росписи прослеживаются ее многообразные связи с искусством русского Севера. Это живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая переходы от цвета к цвету, пробелы поверх подмалевков, расположение главных мотивов — двух-трех цветов и плодов — на оси симметрии. Характерная особенность обвинской росписи — восьмилепестковый цветок-звезда. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры выгорецкого старообрядческого общежития. Выгорецкие мастерские в XVIII–XIX веках были крупным центром народного искусства Олонецкой губернии.
В 1850-е годы, в период очередного запрета старообрядчества, общежитие разогнали, мастера вынуждены были скрываться. Некоторые из них могли перебраться в Прикамье. Вероятно, один из выгорецких живописцев способствовал развитию промысла в районе реки Обвы.