Фарфоровая тарелка с одной из сцен «Наполеоновских войн» поступила в музей из Карачаровского имения графов Уваровых в 1918 году.
Конные император французов и два его адъютанта изображены перед воинами. В росписи небольшой тарелки на зеркале диаметром в 20 сантиметров в миниатюре воспроизведена гигантская картина из Версаля «Наполеон перед строем старой гвардии на поле битвы при Йене» размером пять на пять метров. Она написана популярным французским художником-баталистом и дипломатом Орасом Верне (1789–1863). Широкую известность он получил как автор огромных патетических полотен, созданных в 1830–50-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III.
Верне обладал величайшей наблюдательностью и холодным аналитическим умом, точностью отражения фактов. Битва при Йе́не происходила 14 октября 1806 года одновременно со сражением при А́уэрштедте на территории Пруссии. Обе битвы состоялись между армией Наполеона I и прусскими войсками короля Фридриха. В течение одного дня войско Наполеона разгромило и фактически уничтожило армию Пруссии.
Первые десятилетия XIX столетия прошли под знаком романтического увлечения личностью «злого гения» Наполеона Бонапарта. Из множества живописных полотен, посвященных императору, батальные картины Ораса Верне чаще других переносили на фарфоровые тарелки европейских фабрик на протяжении всего XIX и в начале XX века.
Первые десятилетия XIX столетия прошли под знаком романтического увлечения личностью «злого гения» Наполеона Бонапарта. Из множества живописных полотен, посвященных императору, батальные картины Ораса Верне чаще других переносили на фарфоровые тарелки европейских фабрик на протяжении всего XIX и в начале XX века.
На обороте нашей тарелки имеется марка «N под короной». Известно, что она принадлежала фарфоровому заводу Каподимонте (Капо ди Монте) в Неаполе. Он был основан в 1743 году испанским королем Карлом III Бурбоном. В эпоху Наполеона это предприятие пришло в запустение и прекратило существование в 1819 году. Однако под маркой этой фабрики выпускали изделия и другие фарфоровые заведения. Во второй половине XIX века в Неаполе их было несколько. Интересно, что кроме марки, на обороте рассматриваемой тарелки имеется ошибочная надпись: «Bataille de Friedland» (Битва у Фриедленда).
Указанный сюжет, также по картине Ораса Верне, в музее представлен на парной к ней тарелке, и тоже с перепутанной надписью. Оформление полей исполнено в стиле ампир эпохи Наполеона: сюжетные медальоны, греческий орнамент «меандр».