Деревянная цельная долбленая чаша больших размеров занимала особое место в традиционном быту башкирского народа.
Этнограф и фольклорист Сергей Гаврилович Рыбаков в конце XIX наблюдал, как готовя традиционный бишбармак, сваренное мясо и лапшу из казана вычерпывают в большие деревянные чаши, вокруг которых гости размещаются группами. Самые большие чаши (ашлау, сара, зур табак), 60–70 см в диаметре, были рассчитаны на 10 человек. На многолюдных сборах гости рассаживались несколькими «кругами». Нередко приглашенные шли со своими чашами. На большие праздники (сабантуй, каргатуй и др.) несколько родственных семей, сговорившись, брали с собой одну чашу. Обычно из котла мясо и лапшу выбирали в самую большую посуду, а затем раскладывали по средним чашам.
Разный размер чаш позволял при перекочевках укладывать их компактно, вставляя друг в друга. Перевозили их в кадках или лубяных коробах.
В лесных и лесостепных районах возможностей для изготовления чаш было много. Их могли вырезать из липы, клена, ольхи, из корня березы, лиственницы и из других материалов.
Существовали некоторые видовые, но больше — местные особенности в общем силуэте и конструкции чаш.
В приуральских деревнях Гафурийского и Ишимбайского районов края еще в первые десятилетия ХХ в. изготавливали сравнительно небольшие чаши с диаметром 40–50 см и наклонными стенками, внутри переходящими в полусферу. Высота изделий не превышала 14 см.
В отрогах Южного Урала были распространены большие (диаметром до 70 см) и глубокие (до 25 см).
Монументально выглядели огромные чаши из Бурзянского района. Они не имели ручек. Маленькое дно, слегка очерченное внутри и снаружи, почти не нарушало полушаровидной формы. На некоторых чашах был обозначен утолщенный или чуть отогнутый край.
В бассейне Инзера и в верховьях реки Белой большие круглые чаши для мясного угощения имели отвесные стенки.
Несмотря на отсутствие орнамента, такие чаши раскрывали своеобразие традиционной художественной культуры и свидетельствовали о талантливости башкирских резчиков, умевших чувствовать материал и способных, выполняя заданную форму, каждый раз вносить в нее свои коррективы.
Глубокие чаши сохранялись в деревнях на всем протяжении ХХ в.