Взойдя на престол, императрица Екатерина II взяла курс на внутреннюю политику веротерпимости. Это касалось не только католиков и протестантов, которые в ее лице получили покровительство, но и мусульман. В 1767 году она побывала в Казани, где встретилась с представителями знатных татарских родов. Они пожаловались, что после присоединения Казанского ханства к России были разрушены многие мечети, а новые уже несколько веков строить запрещено. С разрешения императрицы в Казани была заложена каменная мечеть, названная Первой соборной.
Средства на ее возведение собирали всей мусульманской общиной. В архивах сохранились имена лишь 62 человек из числа знати, но благотворителей было гораздо больше, в том числе и из небогатых семей. В общей сложности жители Казани собрали около 5 тысяч рублей. На эти средства были закуплены стройматериалы, а в качестве архитектора приглашен Василий Кафтырев. В истории ислама это тот редкий случай, когда мечеть возводил не мусульманин, а православный, да еще решивший отступить от канонов традиционной восточной архитектуры. Здание мечети было выдержано в стиле русского барокко — модного в то время архитектурного направления, более характерного для православных храмов и муниципальных зданий.
Судьба мечети, которая сейчас носит имя татарского просветителя Шигабутдин Марджани, сложилась удачно. Она не была разрушена во время революции и Первой мировой войны, практически не пострадала во время Великой Отечественной войны и не была закрыта по распоряжению местного горкома компартии. В советской Казани это была единственная действующая мечеть, где несколько раз в сутки совершался намаз — чтение молитвы.
Один из таких моментов запечатлен на фотографии. В центре — имам Исмагил Муштари, который был знаковой фигурой не только в казанской общине. С 1954 по 1956 год он являлся лидером московского мусульманского духовенства, имамом Соборной мечети, которая за несколько лет превратилась в просветительский исламский центр. Сам Исмагил Муштари считается одним из последних шейхов кизляуского братства — ответвления нашкабандийского тариката. Он был ишаном, то есть обладал правом обучать мюридов. Но сведений о том, были ли у него духовные ученики, и стал ли кто-то из них шейхом, не сохранилось.
Вероятно, сильсия (документ, подтверждающий духовную связь между учителем и учениками) с именами Исмагила Муштари, его предшественников и последователей была надежно спрятана, так как сам шейх находился под постоянным контролем КГБ.
Средства на ее возведение собирали всей мусульманской общиной. В архивах сохранились имена лишь 62 человек из числа знати, но благотворителей было гораздо больше, в том числе и из небогатых семей. В общей сложности жители Казани собрали около 5 тысяч рублей. На эти средства были закуплены стройматериалы, а в качестве архитектора приглашен Василий Кафтырев. В истории ислама это тот редкий случай, когда мечеть возводил не мусульманин, а православный, да еще решивший отступить от канонов традиционной восточной архитектуры. Здание мечети было выдержано в стиле русского барокко — модного в то время архитектурного направления, более характерного для православных храмов и муниципальных зданий.
Судьба мечети, которая сейчас носит имя татарского просветителя Шигабутдин Марджани, сложилась удачно. Она не была разрушена во время революции и Первой мировой войны, практически не пострадала во время Великой Отечественной войны и не была закрыта по распоряжению местного горкома компартии. В советской Казани это была единственная действующая мечеть, где несколько раз в сутки совершался намаз — чтение молитвы.
Один из таких моментов запечатлен на фотографии. В центре — имам Исмагил Муштари, который был знаковой фигурой не только в казанской общине. С 1954 по 1956 год он являлся лидером московского мусульманского духовенства, имамом Соборной мечети, которая за несколько лет превратилась в просветительский исламский центр. Сам Исмагил Муштари считается одним из последних шейхов кизляуского братства — ответвления нашкабандийского тариката. Он был ишаном, то есть обладал правом обучать мюридов. Но сведений о том, были ли у него духовные ученики, и стал ли кто-то из них шейхом, не сохранилось.
Вероятно, сильсия (документ, подтверждающий духовную связь между учителем и учениками) с именами Исмагила Муштари, его предшественников и последователей была надежно спрятана, так как сам шейх находился под постоянным контролем КГБ.