Советский средний танк T-34-76 времен Великой Отечественной войны выпускался серийно с 1940 года. В период с 1942 по 1944 год он был основным танком Красной армии. В 1943 году появилась его модификация — Т-34-85.
Разработало боевую машину конструкторское бюро танкового отдела Харьковского завода № 183. Проектом руководил Михаил Ильич Кошкин. Он был советским инженером-конструктором, начальником КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна.
В феврале и марте 1940 года серийные образцы проходили испытания на полигоне в районе Харькова. Уже 6 марта танки Т-34-76 своим ходом за шесть дней преодолели по бездорожью почти 750 километров от Харькова до Москвы — километраж, необходимый для испытаний. Таким образом руководство продемонстрировало надежность новых машин. Высшие чины отметили такой неординарный ход, и 31 марта 1940 года было принято решение производить танк серийно для нужд армии.
Впервые на среднем танке установили длинноствольное орудие. Этот ход дал возможность значительно превосходить все существующие на тот момент аналоги по начальной скорости снаряда (612 м/сек) и, соответственно, пробивной силе. Благодаря этому получилось увеличить живучесть танка.
Дизельная силовая установка выдавала 500 л. с. (19,2 л. с. на тонну веса), что было передовым показателем того времени. Компоновка танка была классической. В корме располагался двигатель, в передней части — место механика-водителя и стрелка-радиста. Место командира танка было в башне, слева от орудия. Он выполнял функции наводчика. Справа от орудия располагался заряжающий.
С 1942 по 1945 год основное крупносерийное производство Т-34 развернули на машиностроительных заводах Урала и Сибири, это продолжалось и в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 стал Уральский танковый завод № 183.
Танк Т-34 оказал определенное влияние на исход
войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря
совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан одним из лучших танков
Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти
оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными,
эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.