В начале Великой Отечественной войны тяжелые танки серии КВ (или КВ-1) были самой мощной и защищенной техникой Красной армии. Однако в послевоенное время о них практически забыли. Во многом это связано с воздействием кинематографа: во время съемок военных фильмов чаще всего использовали танки Т-34, поскольку исправных КВ после 1945 года оставалось очень мало.
В Музее боевой славы находится макет танка КВ-1 образца 1941 года. Танк назвали в честь народного комиссара СССР Климента Ворошилова.
Эту модель начали выпускать в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темп производства нужно было наращивать, поэтому уже 31 декабря того же года первый КВ собрали и на Челябинском тракторном заводе. Одновременно на заводе начали строить специальный корпус для сборки танков. Впервые КВ экспериментально применили в финской кампании, но в бой их официально ввели после нападения Германии на Советский Союз.
Первое столкновение немецких войск с моделью КВ стало для них неожиданностью. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек. Чтобы повредить борт подкалиберным снарядом 50-миллиметровой танковой пушки, немцам нужно было подойти к нему на достаточно уязвимое расстояние в 300 метров. А наклонную лобовую часть танка можно было пробить только с 40 метров.
Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: бронебойный снаряд 50-миллиметровой противотанковой пушки Pak 38 при благоприятной погоде или в условиях хорошей видимости позволял поражать КВ только с дистанции меньше 500 метров. Более эффективным был огонь 105-миллиметровых гаубиц и 88-миллиметровых зениток.
Однако модель этого танка была недоработанной: новую конструкцию слишком поспешно внедрили в производство. Особенно много проблем обнаружили с трансмиссией — двигательными механизмами. Они не выдерживали нагрузок тяжелого танка и часто выходили из строя.
Если в открытом бою КВ были самой эффективной техникой, то в условиях отступления многие из них даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было возможности. Несколько подбитых КВ забрали себе и восстановили немцы. Но трофейные танки использовали недолго: они часто ломались, а необходимых запчастей у немецких войск не было.
КВ вызывал противоречивые оценки военных. Он был практически неуязвим для вражеского оружия, но недостаточно надежен в бою. Проходимость танка также вызывала сомнения: КВ с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу: за ним уже не могла двигаться колесная техника, из-за чего танк всегда ставили в конец колонны. Однако КВ был незаменим, когда советские войска устраивали танковые засады или контратаковали немецкие механизированные колонны.
В Музее боевой славы находится макет танка КВ-1 образца 1941 года. Танк назвали в честь народного комиссара СССР Климента Ворошилова.
Эту модель начали выпускать в феврале 1940 года на Кировском заводе. Темп производства нужно было наращивать, поэтому уже 31 декабря того же года первый КВ собрали и на Челябинском тракторном заводе. Одновременно на заводе начали строить специальный корпус для сборки танков. Впервые КВ экспериментально применили в финской кампании, но в бой их официально ввели после нападения Германии на Советский Союз.
Первое столкновение немецких войск с моделью КВ стало для них неожиданностью. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек. Чтобы повредить борт подкалиберным снарядом 50-миллиметровой танковой пушки, немцам нужно было подойти к нему на достаточно уязвимое расстояние в 300 метров. А наклонную лобовую часть танка можно было пробить только с 40 метров.
Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: бронебойный снаряд 50-миллиметровой противотанковой пушки Pak 38 при благоприятной погоде или в условиях хорошей видимости позволял поражать КВ только с дистанции меньше 500 метров. Более эффективным был огонь 105-миллиметровых гаубиц и 88-миллиметровых зениток.
Однако модель этого танка была недоработанной: новую конструкцию слишком поспешно внедрили в производство. Особенно много проблем обнаружили с трансмиссией — двигательными механизмами. Они не выдерживали нагрузок тяжелого танка и часто выходили из строя.
Если в открытом бою КВ были самой эффективной техникой, то в условиях отступления многие из них даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было возможности. Несколько подбитых КВ забрали себе и восстановили немцы. Но трофейные танки использовали недолго: они часто ломались, а необходимых запчастей у немецких войск не было.
КВ вызывал противоречивые оценки военных. Он был практически неуязвим для вражеского оружия, но недостаточно надежен в бою. Проходимость танка также вызывала сомнения: КВ с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу: за ним уже не могла двигаться колесная техника, из-за чего танк всегда ставили в конец колонны. Однако КВ был незаменим, когда советские войска устраивали танковые засады или контратаковали немецкие механизированные колонны.