Целую серию станковой скульптуры Эрнст Неизвестный посвятил демонстрации возможностей литой бронзы, превращающейся в талантливых руках Мастера в танцующие, падающие, кричащие, шагающие фигурки людей, проявляющие гамму самых разнообразных чувств. К этой серии относится скульптура «Танцор» 1993 года. В ней сочетаются важные для скульптора образы, в которых Эрнст Неизвестный показывает и пластику человеческого тела, и тему страданий, а также раскрывает свойства своего любимого материала — бронзы.
#4
Эрнст Неизвестный
Танцор
#3
#6
Джон Бёрджер о творчестве Эрнста Неизвестного:
#5
Для Неизвестного тело человека — это поле всех мыслимых метаморфоз. Всё, что он хочет сказать, можно выразить на языке человеческого тела. Оно — квинтэссенция всего, что не есть смерть.
До появления абстрактного искусства человеческое тело было единственным сюжетом монументальной скульптуры. В результате оно обрело символический смысл и подверглось всевозможным формам идеализации. Сегодня оно больше не является обязательным предметом изображения. Художник выбирает человеческое тело потому, что испытывает к нему глубокий интерес. Именно это, на мой взгляд, происходит в случае Неизвестного.
В другую эпоху он стал бы анатомом. А если бы он занялся медициной сегодня, то, вероятно, стал бы неврологом. Не то чтобы его интерес к человеческому телу носит научный характер, но он начинается в той же точке, что и интерес медика: он начинается с ненасытного любопытства к телу. Его волнует не красота, а функционирование тела, его сила, его сопротивляемость‚ пределы его возможностей и его тайны.
«Античная скульптура, — сказал Роден, — искала логику человеческого тела. Я ищу его психологию». Под психологией Роден подразумевал эмоциональную драму. Для него тело выражало то, что чувствуют ум и сердце. В «Гражданах Кале» мы видим, что думает каждый из героев о казни, на которую идет. Видим так, словно перед нами развертывается грандиозная театральная постановка.
Интересы Неизвестного так же далеки от античной скульптуры, как интересы Родена, но, в то же время, они совсем иные (хотя стилистически он иногда впадает в фальшивую риторику, свойственную эпигонам Родена). Неизвестного волнует не выражение (внешнее проявление) того, что происходит в теле, а сами эти внутренние события.
До появления абстрактного искусства человеческое тело было единственным сюжетом монументальной скульптуры. В результате оно обрело символический смысл и подверглось всевозможным формам идеализации. Сегодня оно больше не является обязательным предметом изображения. Художник выбирает человеческое тело потому, что испытывает к нему глубокий интерес. Именно это, на мой взгляд, происходит в случае Неизвестного.
В другую эпоху он стал бы анатомом. А если бы он занялся медициной сегодня, то, вероятно, стал бы неврологом. Не то чтобы его интерес к человеческому телу носит научный характер, но он начинается в той же точке, что и интерес медика: он начинается с ненасытного любопытства к телу. Его волнует не красота, а функционирование тела, его сила, его сопротивляемость‚ пределы его возможностей и его тайны.
«Античная скульптура, — сказал Роден, — искала логику человеческого тела. Я ищу его психологию». Под психологией Роден подразумевал эмоциональную драму. Для него тело выражало то, что чувствуют ум и сердце. В «Гражданах Кале» мы видим, что думает каждый из героев о казни, на которую идет. Видим так, словно перед нами развертывается грандиозная театральная постановка.
Интересы Неизвестного так же далеки от античной скульптуры, как интересы Родена, но, в то же время, они совсем иные (хотя стилистически он иногда впадает в фальшивую риторику, свойственную эпигонам Родена). Неизвестного волнует не выражение (внешнее проявление) того, что происходит в теле, а сами эти внутренние события.
Джон Бёрджер. «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР»
читать дальшескрыть
Танцор
Время создания
1993 г.
Размер
17х14х7 см
Техника
Бронза, литьё, патинирование
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться