Камерный портрет Александра Степановича Талызина, написанный в 1858 году. На портрете Талызин изображён уже в преклонном возрасте. Нейтральный фон полотна, чёрный костюм с контрастным белым жилетом и чёрным широким шейным платком придают торжественность и в то же время некую элегантность образу Александра Степановича. Живые, умные глаза смотрят пытливо и пронзительно. Во взгляде Талызина — мудрость, проницательность, даже жёсткость.
Единственная «вольность», единственное украшение аскетичного образа — значок предводителя Бронницкого дворянства на лацкане сюртука. По надписи на обратной стороне холста можно сделать вывод, что портрет написан к 63-летию Талызина. Надпись такова: «Александр Степанович Талызин. Р.1795 22-го марта Луц… + 1858. 22 марта Москва».
Установить точное авторство портретов не удалось. Предположительно, над портретом работал Николай Подключников: он был хорошо знаком с семьёй Талызиных. Однако достоверных доказательств в пользу этого пока не обнаружено, и полотна были атрибутированы как работы неизвестного художника.
По своим колористическим особенностям портрет Александра Талызина созвучен с портретом Ольги Талызиной, хоть и выполнены они с разницей в год. Тем не менее, их можно рассматривать как парные портреты.
Граф Александр Степанович Талызин — крестник полководца Александра Суворова, был женат на внучке фельдмаршала, Ольге Николаевне Зубовой. В войну 1812 года поступил в московское ополчение и за отличие при Бородине пожалован в прапорщики. Был награждён множеством орденов, входил в состав комитета по постройке Триумфальных ворот в Москве.
Сергей Михайлович Загоскин так пишет о Талызиных в своих «Воспоминаниях»: