Таблица налетов на Берлин
Время создания
Середина XX века
Размер
28x21,5 см
Техника
бумага, печать
Коллекция
4
Открыть в приложении#6
#5
После того как в июле 1941 г. фашистская авиация приступила бомбардировкам Москвы, командование Военно-морского флота выступило с инициативой нанесения ответных ударов авиацией Балтийского флота по столице Германии — Берлину.
Для выполнения ударов флот выделил 10 самолетов ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота (командир полковник Преображенский Е.Н.), которые с учетом дальности радиуса действия могли долететь до Берлина и вернуться обратно. Необходимо было учитывать дальность полета — в оба конца 1765 км, из них 400 км над морем, и мощную противовоздушную оборону (ПВО) противника. Поэтому полет должен был проходить на большой высоте, возвращаться самолеты должны были по прямому курсу. Бомбовая нагрузка должна оставлять не выше 500 кг (одна или две бомбы). В последующем за счет авиации Красной армии группировка была доведена до 33 самолетов.
В ночь на 6 августа пять экипажей отправились в разведывательный полет на Берлин, в ходе которого было установлено, что зенитная оборона города расположена кольцом вокруг столицы Германии в радиусе 100 км.
Первый удар по Берлину был нанесен пятнадцатью самолетами в ночь на 8 августа. Развертывание осуществлялось тремя группами. Головной группой и всей операцией командовал полковник Преображенский Е.Н. Второй и третьей группами командовали капитаны Гречишников В.А. и Ефремов А.Я. Штурманом летел капитан Хохлов П.И.
В 21.00 7 августа поднялась вся группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3, загруженных бомбами и листовками. Полет проходил по маршруту: Эзель–Свинемюнде–Штеттин–Берлин. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь предельная высота полета — 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала минус 35–40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.
В 1.30 8 августа 5 самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин, остальные отбомбились по предместью вражеской столицы и Штеттину. Проконтролировать результаты удара летчикам не дала немецкая ПВО, ее активность была велика.
Обратный полет оказался нелегким. Фашистские истребители пытались перехватить наши бомбардировщики в воздухе. И, наверно, поэтому стрелок радист флагмана Василий Кротенко, нарушив радиомолчание, передал в радиоэфир: «Мое место Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 часа утра 8 августа после семичасового полета все экипажи без потерь вернулись на аэродром.
13 августа 1941 г. четырем летчиками: полковнику Преображенскому Е.И., капитанам Гречишникову В.А., Плоткину М.Н., Ефремову А.Я. и штурману флагманского экипажа Хохлову П.И. присвоено звание Героя Советского Союза.
Для выполнения ударов флот выделил 10 самолетов ДБ-3 из состава 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота (командир полковник Преображенский Е.Н.), которые с учетом дальности радиуса действия могли долететь до Берлина и вернуться обратно. Необходимо было учитывать дальность полета — в оба конца 1765 км, из них 400 км над морем, и мощную противовоздушную оборону (ПВО) противника. Поэтому полет должен был проходить на большой высоте, возвращаться самолеты должны были по прямому курсу. Бомбовая нагрузка должна оставлять не выше 500 кг (одна или две бомбы). В последующем за счет авиации Красной армии группировка была доведена до 33 самолетов.
В ночь на 6 августа пять экипажей отправились в разведывательный полет на Берлин, в ходе которого было установлено, что зенитная оборона города расположена кольцом вокруг столицы Германии в радиусе 100 км.
Первый удар по Берлину был нанесен пятнадцатью самолетами в ночь на 8 августа. Развертывание осуществлялось тремя группами. Головной группой и всей операцией командовал полковник Преображенский Е.Н. Второй и третьей группами командовали капитаны Гречишников В.А. и Ефремов А.Я. Штурманом летел капитан Хохлов П.И.
В 21.00 7 августа поднялась вся группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3, загруженных бомбами и листовками. Полет проходил по маршруту: Эзель–Свинемюнде–Штеттин–Берлин. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь предельная высота полета — 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала минус 35–40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.
В полночь самолеты вышли к границе Германии. При полете они неоднократно были обнаружены ПВО, но их принимали за своих. Над Штеттином им предложили посадку, посчитав заблудившимися немецкими самолетами.
В 1.30 8 августа 5 самолетов осуществили сброс бомб на хорошо освещенный Берлин, остальные отбомбились по предместью вражеской столицы и Штеттину. Проконтролировать результаты удара летчикам не дала немецкая ПВО, ее активность была велика.
Обратный полет оказался нелегким. Фашистские истребители пытались перехватить наши бомбардировщики в воздухе. И, наверно, поэтому стрелок радист флагмана Василий Кротенко, нарушив радиомолчание, передал в радиоэфир: «Мое место Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 часа утра 8 августа после семичасового полета все экипажи без потерь вернулись на аэродром.
13 августа 1941 г. четырем летчиками: полковнику Преображенскому Е.И., капитанам Гречишникову В.А., Плоткину М.Н., Ефремову А.Я. и штурману флагманского экипажа Хохлову П.И. присвоено звание Героя Советского Союза.
читать дальшескрыть
Таблица налетов на Берлин
Время создания
Середина XX века
Размер
28x21,5 см
Техника
бумага, печать
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться