В экспозиции представлена табакерка, изготовленная в Великом Устюге в 1786 году. В коллекцию музея она поступила в 1938 году из имущества репрессированного Никиты Меликова.
Изделие отчеканено из серебра, его украшает портрет императрицы Екатерины Великой в профиль. Рисунок выполнен рельефно, как это было принято в медальерном искусстве. Екатерина II изображена в воинских доспехах. Над ее профилем находится подпись: «Б.М. Екатерина II. Iмперат и Самодерж Всеросс». Портрет по кругу украшен золочением, а на фон в технике черни нанесены банты и орденские ленты.
Подобное изображение Екатерины II было очень популярно. Исследователи считают, что портрет императрицы на данной табакерке восходит к точно такому же изображению на золотой табакерке, которую в 1774 году изготовил французский мастер Жан-Пьер Адор. В наши дни она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
В коллекции Муромского музея хранится еще один предмет с портретом Екатерины II в том же образе. Это фарфоровый кувшин с крышкой конца XVIII века, выпущенный на фабрике Франца Гарднера.
В XVI веке из Америки в другие страны стали поставлять табак. Так как многие люди не переносили табачный дым, появился нюхательный табак. Его хранили в специальных коробочках небольшого размера, которые помещались в карман. Постепенно из простого приспособления для хранения табака табакерки превратились в настоящие произведения искусства, которые подчеркивали высокий статус владельца. Мастера изготавливали табакерки из золота, серебра, черепахового панциря или алюминия, который в те времена считался дорогим металлом. Изделия инкрустировали драгоценными камнями или украшали портретными миниатюрами на эмали.
В XVIII веке из европейских стран мода на нюхательный табак пришла в Россию. В это время стали популярны драгоценные табакерки, которые изготавливали из фарфора, золота и серебра. Известно, что сама Екатерина Великая собирала такие табакерки — и ее коллекция была довольно большой.
Как художественный промысел чернение по серебру, которым украшена табакерка из коллекции музея, сложился в Великом Устюге еще в XVII веке и достиг расцвета в XVIII столетии. В устюжских работах было заметно влияние известного в то время в Европе стиля барокко. Характерные сложные сюжетные композиции мастера из Устюга всегда украшали пышным обрамлением.
Но уже в 1780-х годах в их работах стали преобладать сюжеты, характерные для строгого классицизма. В соответствии с новыми канонами табакерки украшали в более сдержанном стиле, часто использовали античные мотивы, практически документальные изображения городов и даже географических карт. Портрет Екатерины II на табакерке из коллекции музея также выполнен в стиле классицизм.
Изделие отчеканено из серебра, его украшает портрет императрицы Екатерины Великой в профиль. Рисунок выполнен рельефно, как это было принято в медальерном искусстве. Екатерина II изображена в воинских доспехах. Над ее профилем находится подпись: «Б.М. Екатерина II. Iмперат и Самодерж Всеросс». Портрет по кругу украшен золочением, а на фон в технике черни нанесены банты и орденские ленты.
Подобное изображение Екатерины II было очень популярно. Исследователи считают, что портрет императрицы на данной табакерке восходит к точно такому же изображению на золотой табакерке, которую в 1774 году изготовил французский мастер Жан-Пьер Адор. В наши дни она хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
В коллекции Муромского музея хранится еще один предмет с портретом Екатерины II в том же образе. Это фарфоровый кувшин с крышкой конца XVIII века, выпущенный на фабрике Франца Гарднера.
В XVI веке из Америки в другие страны стали поставлять табак. Так как многие люди не переносили табачный дым, появился нюхательный табак. Его хранили в специальных коробочках небольшого размера, которые помещались в карман. Постепенно из простого приспособления для хранения табака табакерки превратились в настоящие произведения искусства, которые подчеркивали высокий статус владельца. Мастера изготавливали табакерки из золота, серебра, черепахового панциря или алюминия, который в те времена считался дорогим металлом. Изделия инкрустировали драгоценными камнями или украшали портретными миниатюрами на эмали.
В XVIII веке из европейских стран мода на нюхательный табак пришла в Россию. В это время стали популярны драгоценные табакерки, которые изготавливали из фарфора, золота и серебра. Известно, что сама Екатерина Великая собирала такие табакерки — и ее коллекция была довольно большой.
Как художественный промысел чернение по серебру, которым украшена табакерка из коллекции музея, сложился в Великом Устюге еще в XVII веке и достиг расцвета в XVIII столетии. В устюжских работах было заметно влияние известного в то время в Европе стиля барокко. Характерные сложные сюжетные композиции мастера из Устюга всегда украшали пышным обрамлением.
Но уже в 1780-х годах в их работах стали преобладать сюжеты, характерные для строгого классицизма. В соответствии с новыми канонами табакерки украшали в более сдержанном стиле, часто использовали античные мотивы, практически документальные изображения городов и даже географических карт. Портрет Екатерины II на табакерке из коллекции музея также выполнен в стиле классицизм.