Икону, на которой изображены святые Косьма и Дамиан, написал неизвестный автор в первой половине XVI века. Долгое время образ находился в Козьмодемьянской церкви в Муроме. Православная церковь почитает три пары святых врачей-бессребреников с именами Косьма и Дамиан: римских, аравийских и азийских. Их жития похожи друг на друга. Некоторые исследователи считают, что на самом деле существовали только одни Косьма и Дамиан. Другие историки склоняются к тому, что было три разные пары святых врачей с такими именами.
Икона принадлежит к традиционному иконографическому типу с фронтальным изображением святых, которые облачены в хитоны, короткие туники и плащи-накидки. Размер иконы небольшой, но святые на ней выглядят величественно и торжественно. Их стройные удлиненные фигуры имеют классические очертания. Иконописец изобразил Косьму и Дамиана с тонкими чертами лица и высокими лбами. Художественные особенности произведения говорят о том, что на манеру иконописца оказала влияние московская школа Дионисия. При этом памятник обладает рядом свойств, которые отличают его от московской живописи первой половины XVI века.
Например, для муромской иконы автор выбрал холодный колорит. В нем доминируют плотные и насыщенные изумрудно-зеленый, оливковый и пурпурно-коричневый тона. Для фона иконописец использовал светлую охру. Выразительные контуры одежд подчеркивают тяжесть складок на хитонах. Объемные фигуры свободно располагаются в пространстве. Эти признаки сближают икону с ростовскими произведениями первой трети XVI века, которые ориентировались на традиции искусства XV столетия.
Косьма и Дамиан зачастую изображались на иконах с ложечками для лекарств, которые святые подносили к ларцам. На этой иконе подобные ложечки отсутствуют. Святые держат в руках свои обычные атрибуты — ларцы для лекарств, словно благословляя их десницами. В народном сознании преобладал единый образ святых братьев, которые исцеляли болящих «силою Святого Духа» и не принимали от них вознаграждения за свои труды. На Руси Косьму и Дамиана почитали не только как целителей, но и как покровителей кузнечного дела.
Икона принадлежит к традиционному иконографическому типу с фронтальным изображением святых, которые облачены в хитоны, короткие туники и плащи-накидки. Размер иконы небольшой, но святые на ней выглядят величественно и торжественно. Их стройные удлиненные фигуры имеют классические очертания. Иконописец изобразил Косьму и Дамиана с тонкими чертами лица и высокими лбами. Художественные особенности произведения говорят о том, что на манеру иконописца оказала влияние московская школа Дионисия. При этом памятник обладает рядом свойств, которые отличают его от московской живописи первой половины XVI века.
Например, для муромской иконы автор выбрал холодный колорит. В нем доминируют плотные и насыщенные изумрудно-зеленый, оливковый и пурпурно-коричневый тона. Для фона иконописец использовал светлую охру. Выразительные контуры одежд подчеркивают тяжесть складок на хитонах. Объемные фигуры свободно располагаются в пространстве. Эти признаки сближают икону с ростовскими произведениями первой трети XVI века, которые ориентировались на традиции искусства XV столетия.
Косьма и Дамиан зачастую изображались на иконах с ложечками для лекарств, которые святые подносили к ларцам. На этой иконе подобные ложечки отсутствуют. Святые держат в руках свои обычные атрибуты — ларцы для лекарств, словно благословляя их десницами. В народном сознании преобладал единый образ святых братьев, которые исцеляли болящих «силою Святого Духа» и не принимали от них вознаграждения за свои труды. На Руси Косьму и Дамиана почитали не только как целителей, но и как покровителей кузнечного дела.