В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств есть небольшая коллекция русского религиозного искусства XVII — начала XX века. В ней 75 музейных предметов: иконопись, металлопластика и другие. Основную часть собрания составляют культурные памятники, которые раньше хранились в церквях Ставропольского края. Многие из них поступили во время музейной экспедиции в 1965 году. Позже собрание пополнялось за счет предметов, которые дарили музею или продавали жители края.
Особенность коллекции заключается в истории развития региона. Ставрополье — переселенческий край, он формировался в конце XVIII — первой половине XIX века. Иконы, которые находились в ставропольских храмах и семьях, были привезены в край переселенцами из других областей России. Местной иконописной традиции в регионе не было.
С момента основания в Ставрополе Кавказской и Черноморской епархии в 1842 году в регионе стали появляться иконописные мастерские при только что открытых духовной семинарии и женском епархиальном училище. В 1848 году иконы писали в мастерской при Иоанно-Мариинском женском монастыре, а на рубеже XIX–XX столетий активную работу начали местные художники-иконописцы.
События начала XX века — Октябрьская и Февральская революции, Гражданская война — прервали зарождавшуюся традицию ставропольской иконописной школы. Многие уже созданные произведения религиозного искусства были утрачены, имена мастеров забыли. Тем большую ценность имеет сохранившаяся икона «Святой Благоверный князь Александр Невский», написанная воспитанницами Ставропольского женского епархиального училища в 1879 году.
Средник иконы оформлен в виде арки, вверху выполнен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Князь Александр Невский изображен в центре иконы, на нем военный костюм и царская мантия с горностаевой подкладкой. По левую и правую руку от него стоят святые. Нимбы очерчены белым, а ощущение льющегося сверху света усиливается позолотой. Поля иконы украшены стилизованными листьями, цветами и плодами, весь орнамент рельефный.
Появление подписной иконы с образом Александра Невского стало откликом на очередное покушение в 1879 году на императора Александра II — об этом свидетельствуют идентичные посвятительные надписи по нижнему краю средника лицевой стороны и на обороте доски. После гибели Александра II в 1881 году по всей Российской империи начали строить храмы и часовни в честь святого Александра Невского.
Особенность коллекции заключается в истории развития региона. Ставрополье — переселенческий край, он формировался в конце XVIII — первой половине XIX века. Иконы, которые находились в ставропольских храмах и семьях, были привезены в край переселенцами из других областей России. Местной иконописной традиции в регионе не было.
С момента основания в Ставрополе Кавказской и Черноморской епархии в 1842 году в регионе стали появляться иконописные мастерские при только что открытых духовной семинарии и женском епархиальном училище. В 1848 году иконы писали в мастерской при Иоанно-Мариинском женском монастыре, а на рубеже XIX–XX столетий активную работу начали местные художники-иконописцы.
События начала XX века — Октябрьская и Февральская революции, Гражданская война — прервали зарождавшуюся традицию ставропольской иконописной школы. Многие уже созданные произведения религиозного искусства были утрачены, имена мастеров забыли. Тем большую ценность имеет сохранившаяся икона «Святой Благоверный князь Александр Невский», написанная воспитанницами Ставропольского женского епархиального училища в 1879 году.
Средник иконы оформлен в виде арки, вверху выполнен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Князь Александр Невский изображен в центре иконы, на нем военный костюм и царская мантия с горностаевой подкладкой. По левую и правую руку от него стоят святые. Нимбы очерчены белым, а ощущение льющегося сверху света усиливается позолотой. Поля иконы украшены стилизованными листьями, цветами и плодами, весь орнамент рельефный.
Появление подписной иконы с образом Александра Невского стало откликом на очередное покушение в 1879 году на императора Александра II — об этом свидетельствуют идентичные посвятительные надписи по нижнему краю средника лицевой стороны и на обороте доски. После гибели Александра II в 1881 году по всей Российской империи начали строить храмы и часовни в честь святого Александра Невского.