Одним из художественных мастеров, составивших основу изобразительного искусства Мордовии, был Марат Семёнович Шанин. Марат Семёнович — тонкий лирик, влюбленный в красоту Мордовского края. Национальная тема в его творчестве раскрывается через конкретные образы людей, через яркие индивидуальные особенности, своеобразие внешнего облика и неповторимые душевные качества моделей.
Народный художник Республики Мордовия, живописец, график, основатель творческой династии Шаниных Марат Семёнович Шанин родился в Пензе, окончил Пензенское художественное училище и Харьковский художественный институт. Во время учебы женился на художнице Любови Трембачевской, и семья художников перебралась из Пензы в Саранск. Марат Шанин был первым директором художественного училища им. Сычкова, преподавал живопись и рисунок. Его излюбленные жанры в творчестве — бытовая живопись, пейзажи, натюрморты, портреты. Современники и профессионалы сравнивали академические работы художника с полотнами Ильи Репина «по чистоте, четкости мазка, колориту красок, реалистичности…»
В работе «Святочные гадания» художник по-новому раскрывает тему, воспетую в стихах А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, в картинах — А. Венециановым, К. Маковским, К. Брюлловым, К. Трутовским, И. Крамским и многими другими.
Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. Святки являлись переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть была особенно сильна. Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи.
В картине на темном фоне комнаты изображены две сидящие за круглым столом молодые женщины в народных одеждах. Ожидая замужества, каждая девушка пыталась хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее. Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по-прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом.
Народный художник Республики Мордовия, живописец, график, основатель творческой династии Шаниных Марат Семёнович Шанин родился в Пензе, окончил Пензенское художественное училище и Харьковский художественный институт. Во время учебы женился на художнице Любови Трембачевской, и семья художников перебралась из Пензы в Саранск. Марат Шанин был первым директором художественного училища им. Сычкова, преподавал живопись и рисунок. Его излюбленные жанры в творчестве — бытовая живопись, пейзажи, натюрморты, портреты. Современники и профессионалы сравнивали академические работы художника с полотнами Ильи Репина «по чистоте, четкости мазка, колориту красок, реалистичности…»
В работе «Святочные гадания» художник по-новому раскрывает тему, воспетую в стихах А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, в картинах — А. Венециановым, К. Маковским, К. Брюлловым, К. Трутовским, И. Крамским и многими другими.
Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. Святки являлись переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть была особенно сильна. Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи.
В картине на темном фоне комнаты изображены две сидящие за круглым столом молодые женщины в народных одеждах. Ожидая замужества, каждая девушка пыталась хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее. Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по-прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом.