Икона «Святитель Николай Чудотворец» поступила в собрание Мурманского областного художественного музея после реставрации в 1994 году вместе с еще 50 иконами, обнаруженными в закрытом более 30 лет из-за аварийного состояния храме села Ковда. Иконы коллекции датируются в промежутке от XVII до XIX веков и иллюстрируют наиболее характерные для иконописи Русского Севера черты и сюжеты.
На Севере исключительной популярностью пользуется образ Святого Николая. Распространенной была поговорка «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы», отражающая огромную популярность святого на Беломорском побережье. В честь Святого Николы почти в каждом поморском селении строились церкви и часовни. Николай Чудотворец являлся покровителем тех, чья жизнь зависела от водной стихии: мореходов, рыбаков, зверобоев. Перед этими иконами молились в храме, крестьянском доме, в промысловой избе. Икону с ликом Святого Николая брали в дорогу.
Существует много легенд о Николае Чудотворце. Одна из них повествует, как в XIV веке полчища татаро-монгольских кочевников подошли к Можайску, одному из старейших городов Подмосковья, и начали его штурм. Жители обратились с горячей молитвой к Николаю Угоднику. В небе над одним из можайских храмов появился сам Святитель Николай. Его вид был грозен: в правой руке у него был меч, а в левой Святитель держал город Можайск. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали.
Иконографический тип икон, посвященных Святому Николаю, разнообразен. Поясные изображения Святителя Николая относятся к числу самых распространенных. Святой изображен в облачении епископа, в левой руке — закрытое Евангелие, украшенное белыми оттисками, символизирующими драгоценные камни, правая рука сложена в благословляющем жесте. Над плечами Святого даны поясные изображения Спасителя и Богородицы.
Большая часть композиции остается в рамках ковчега иконы (углубления), лишь нимб святого выходит на поля. Несмотря на значительные утраты красочного слоя, мы можем видеть остатки оливкового фона, поля шафранового цвета, алые одежды с едва намеченными линиями драпировок, фрагменты декоративных элементов в нижней части композиции, свидетельствующие о стремлении иконописца к эстетической гармонии.
На Севере исключительной популярностью пользуется образ Святого Николая. Распространенной была поговорка «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы», отражающая огромную популярность святого на Беломорском побережье. В честь Святого Николы почти в каждом поморском селении строились церкви и часовни. Николай Чудотворец являлся покровителем тех, чья жизнь зависела от водной стихии: мореходов, рыбаков, зверобоев. Перед этими иконами молились в храме, крестьянском доме, в промысловой избе. Икону с ликом Святого Николая брали в дорогу.
Существует много легенд о Николае Чудотворце. Одна из них повествует, как в XIV веке полчища татаро-монгольских кочевников подошли к Можайску, одному из старейших городов Подмосковья, и начали его штурм. Жители обратились с горячей молитвой к Николаю Угоднику. В небе над одним из можайских храмов появился сам Святитель Николай. Его вид был грозен: в правой руке у него был меч, а в левой Святитель держал город Можайск. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали.
Иконографический тип икон, посвященных Святому Николаю, разнообразен. Поясные изображения Святителя Николая относятся к числу самых распространенных. Святой изображен в облачении епископа, в левой руке — закрытое Евангелие, украшенное белыми оттисками, символизирующими драгоценные камни, правая рука сложена в благословляющем жесте. Над плечами Святого даны поясные изображения Спасителя и Богородицы.
Большая часть композиции остается в рамках ковчега иконы (углубления), лишь нимб святого выходит на поля. Несмотря на значительные утраты красочного слоя, мы можем видеть остатки оливкового фона, поля шафранового цвета, алые одежды с едва намеченными линиями драпировок, фрагменты декоративных элементов в нижней части композиции, свидетельствующие о стремлении иконописца к эстетической гармонии.