В юности святая Екатерина получила хорошее образование, знала науки и языки. Старец-пустынник научил ее христианской вере и крестил ее. После крещения Екатерине явился Христос, надел ей на палец перстень, сказав: «Не знай жениха земного» .
После этого в Александрию прибыл император Максимиан. На празднике в честь языческих богов Екатерина призвала правителя отвергнуть язычество и принять истинного Бога, за что была заточена в тюрьму. Император велел ученым жрецам убедить Екатерину в правоте языческой веры, но та в словесных прениях убеждала их в обратном. Максимиан сулил девушке дорогие подарки и почести, но та от них отказалась.
Максимиан приказал предать Екатерину пыткам зубчатым колесом, но та оставалась невредимой. Царь пытался завлечь девушку в язычество обещанием жениться, и на это он получил отказ, после чего приказал отсечь своей жертве голову.
Мощи святой Екатерины были обнаружены в VI веке на горе Синай монахами Синайского монастыря, который после этого получил имя святой.
Икона «Святая великомученица Екатерина» — образец простонародной наивной иконы. Когда мы говорим про икону «наивная», это отнюдь не значит, что ее выполнили непрофессиональные художники. Наоборот, эти люди были мастерами своего дела. И профессионалами они были хотя бы потому, что иконописание было их постоянным средством заработка. Они были профессионалами в пределах выработанного ими особого, простонародного сегмента русской иконописной традиции, отвечавшего вкусам и финансовым возможностям самого большого слоя общества — крестьян, мастеровых, ремесленников.
Мастера наива владели особыми, свойственными наивной иконе приемами, создавая с их помощью лаконичные и одновременно выразительные произведения. Икона относится к «краснушкам». Красным цветом выполнены поля иконы, фон — темным оттенком красного. Фигура святой контрастно оконтурена белой линией, такой же очерчен нимб.
Лик и открытые части рук также написаны с предельным упрощением древнерусской техники: на почти черный санкирь нанесен слой слегка притемненных светло-серых белил. Черты лика образованы полосами непокрытого белилами санкиря. Выписанный в форме вытянутого овала лик в целом тяжеловесный, напоминает маску со схематическим обозначением черт. Волосы прописаны тончайшими белыми линиями по контрастно-черной основе. Белым линейным орнаментом окантованы края одеяний, так же декорирован пояс.