Современный художник Павел Георгиевич Микушев — один из ярких представителей этнофутуризма в коми живописи, участник общероссийских и международных выставок. В основе его оригинальных работ — финно-угорские мифы, фольклор, декоративное искусство коми, реликвии пермского звериного стиля. В своей тонкой этнографической живописи Микушев предлагает свое трактование сакральных образов коми.
В картине Павла Микушева «Священная роща» зашифровано множество традиционных ритуалов. Один из них связан с общей картиной мира, в котором человек занимает лишь малую зримую часть. В архаичных представлениях многих народов мир состоял из трех частей: в Нижнем обитали злые силы и души умерших, в Среднем — человек, а в Верхнем — духи и божества.
Деревья, животные и люди изображены в Среднем, явном мире. Священным деревом у коми считалась береза, притом Древо жизни было распространенной метафорой трехчастного мира: Нижнему соответствовали корни дерева, Среднему — ствол, а Верхнему — крона. Медведь и лось были тотемными животными в коми племенах, шаманов и полубогов изображали с их головами и человеческим телом. Наравне с птицей и ящером это были самые сильные и популярные образы в пермском зверином стиле.
Он и Она, мужчина и женщина, олицетворяют человеческий род. Они держат в руках тканое полотно, в котором соединение нитей символизирует переплетения человеческой судьбы. Дерево может быть созвучно с образом прялки. В язычестве есть поверье, что каждый человек обладает деревом-двойником, воплощающим его душу; у коми — ловпу. В невидимом мире вечности растет лес деревьев родов, соединяющий мир предков и потомков. Так прялка, сакральная символика которой восходит к акту творения жизни, становится воплощением начала земной жизни.
Верхневычегодская роспись прялок относит эту работу к имени Василия Кандинского и его поездке по Вологодской губернии и Коми краю. Солярные знаки, которые изобразил на прялках Павел Микушев, встречаются и в творчестве Кандинского. Интерес автора к этой теме говорит о его погружении в идеи абстракционизма, которые отражают универсальный космический порядок.