Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял император Петр I. По его приказу в уездных городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий. Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. Духовные школы не желали терять учеников ради новомодных наук, а сами учителя в вопросах воспитания были людьми простыми, выходцами из низов, и придерживались традиционалистских взглядов. Например, они считали самыми эффективными методами битьё батогами и патрулирование классов с хлыстом для унятия крика и бесчинства юношей. Несмотря на это при Петре I появились цифирные школы, в которых учили основам арифметики. Реформы Петра привели к возникновению светской школы.
К началу ХХ века в России сложилась обширная система образования, включавшая в себя три ступени. Начальная ступень: церковно-приходские школы и народные училища, средняя — классические гимназии и реальные училища, высшая — университеты и институты.
Церковно-приходские школы учреждали при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавали Закон Божий, чтение, письмо и арифметику. В двуклассных церковно-приходских школах изучали также историю. Церковь на протяжении веков добивалась, чтобы дело народного образования находилось в ее руках. В 1884 году император Александр III, считавший православие незыблемым устоем русского абсолютизма, утвердил «Правила о церковно-приходских школах», составленные Синодом. Педагогическая цель этих школ формулировалась следующим образом: «…просвещение народа в истинах православной веры и в правилах благочестия, в воспитании любви к Святой Церкви и преданности к Царю и Отечеству».
Главными предметами в школах были Закон Божий, включавший изучение молитв, объяснение богослужений, краткий катехизис. Также в обучение входили чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения. Вначале срок обучения в церковно-приходских школах устанавливался в два года, позднее был увеличен до трех лет. Для руководства церковно-приходскими школами в Московской губернии был создан в 1884 году епархиальный училищный совет, а его уездное отделение открылось лишь через десять лет.
К началу ХХ века в России сложилась обширная система образования, включавшая в себя три ступени. Начальная ступень: церковно-приходские школы и народные училища, средняя — классические гимназии и реальные училища, высшая — университеты и институты.
Церковно-приходские школы учреждали при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавали Закон Божий, чтение, письмо и арифметику. В двуклассных церковно-приходских школах изучали также историю. Церковь на протяжении веков добивалась, чтобы дело народного образования находилось в ее руках. В 1884 году император Александр III, считавший православие незыблемым устоем русского абсолютизма, утвердил «Правила о церковно-приходских школах», составленные Синодом. Педагогическая цель этих школ формулировалась следующим образом: «…просвещение народа в истинах православной веры и в правилах благочестия, в воспитании любви к Святой Церкви и преданности к Царю и Отечеству».
Главными предметами в школах были Закон Божий, включавший изучение молитв, объяснение богослужений, краткий катехизис. Также в обучение входили чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения. Вначале срок обучения в церковно-приходских школах устанавливался в два года, позднее был увеличен до трех лет. Для руководства церковно-приходскими школами в Московской губернии был создан в 1884 году епархиальный училищный совет, а его уездное отделение открылось лишь через десять лет.