В Курском музее археологии хранится глиняный светильник III века. Античные светильники являются весьма интересной находкой, которая не только хорошо датируется, но и позволяет установить характер внешних экономических связей региона, в котором была найдена. Как правило, такие светильники изготавливались из глины.
Светильник был обнаружен у села Тазово Золотухинского района Курской области в ходе археологической разведки научного сотрудника Института археологии РАН Олега Александровича Радюша. Изделие имеет округлую форму со слегка вогнутым дном. Ручка сосуда на момент обнаружения была отбита. Рожок выступает вперед, носик светильника короткий и слегка скруглен. Щиток отделен от плечиков двумя врезными бороздками. Сам щиток широкий, имеет вогнутую форму.
Всю его поверхность занимает рельефная сцена: хорошо читаемая фигура взрослого человека и другая, плохо читаемая, фигура. Глина светильника приобрела оранжевый оттенок после обжига. Анализируя рельефный орнамент, который изображен на щитке, специалисты предлагают несколько вариантов его интерпретации. Искусствовед Оскар Фердинандович Вальдгауер, опубликовав статью об аналогичном светильнике из собрания Эрмитажа, трактовал данную сцену так: «Сатир (?) со шкурой, переброшенной через руку, бьет амура; за ним — дерево». По мнению кандидата исторических наук Дениса Валерьевича Журавлева, изображен совсем иной сюжет — популярная в римском изобразительном искусстве сцена бегства Энея из Трои: на своих плечах он несет престарелого отца Анхиза, а за руку ведет юного сына Аскания. Такой сюжет известен не только на щитках светильников римского времени, но и во фресковой живописи. Например, он изображен на известной фреске из Помпей, которая хранится в Национальном музее Неаполя.
Использовали светильник следующим образом: в носик вставляли фитиль, изготовленный из мха или шерсти. Внутренний объем сосуда заполняли растопленным жиром или маслом. Вытягивая наружу или погружая фитиль вовнутрь, можно было регулировать необходимую величину пламени. Найденный у села Тазово светильник является свидетельством оживленной торговли, связывающей в III веке восточные римские провинции и проживающих на территории современной Курской области носителей черняховской археологической культуры, чей состав был полиэтническим (восточные венеты и анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды).
Светильник был обнаружен у села Тазово Золотухинского района Курской области в ходе археологической разведки научного сотрудника Института археологии РАН Олега Александровича Радюша. Изделие имеет округлую форму со слегка вогнутым дном. Ручка сосуда на момент обнаружения была отбита. Рожок выступает вперед, носик светильника короткий и слегка скруглен. Щиток отделен от плечиков двумя врезными бороздками. Сам щиток широкий, имеет вогнутую форму.
Всю его поверхность занимает рельефная сцена: хорошо читаемая фигура взрослого человека и другая, плохо читаемая, фигура. Глина светильника приобрела оранжевый оттенок после обжига. Анализируя рельефный орнамент, который изображен на щитке, специалисты предлагают несколько вариантов его интерпретации. Искусствовед Оскар Фердинандович Вальдгауер, опубликовав статью об аналогичном светильнике из собрания Эрмитажа, трактовал данную сцену так: «Сатир (?) со шкурой, переброшенной через руку, бьет амура; за ним — дерево». По мнению кандидата исторических наук Дениса Валерьевича Журавлева, изображен совсем иной сюжет — популярная в римском изобразительном искусстве сцена бегства Энея из Трои: на своих плечах он несет престарелого отца Анхиза, а за руку ведет юного сына Аскания. Такой сюжет известен не только на щитках светильников римского времени, но и во фресковой живописи. Например, он изображен на известной фреске из Помпей, которая хранится в Национальном музее Неаполя.
Использовали светильник следующим образом: в носик вставляли фитиль, изготовленный из мха или шерсти. Внутренний объем сосуда заполняли растопленным жиром или маслом. Вытягивая наружу или погружая фитиль вовнутрь, можно было регулировать необходимую величину пламени. Найденный у села Тазово светильник является свидетельством оживленной торговли, связывающей в III веке восточные римские провинции и проживающих на территории современной Курской области носителей черняховской археологической культуры, чей состав был полиэтническим (восточные венеты и анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды).