Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Археология Курского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Светильник

Время создания
III век
Размер
6,9x5,4 см
Техника
лепка
1
Открыть в приложении
#2
В Курском музее археологии хранится глиняный светильник III века. Античные светильники являются весьма интересной находкой, которая не только хорошо датируется, но и позволяет установить характер внешних экономических связей региона, в котором была найдена. Как правило, такие светильники изготавливались из глины.

Светильник был обнаружен у села Тазово Золотухинского района Курской области в ходе археологической разведки научного сотрудника Института археологии РАН Олега Александровича Радюша. Изделие имеет округлую форму со слегка вогнутым дном. Ручка сосуда на момент обнаружения была отбита. Рожок выступает вперед, носик светильника короткий и слегка скруглен. Щиток отделен от плечиков двумя врезными бороздками. Сам щиток широкий, имеет вогнутую форму.

Всю его поверхность занимает рельефная сцена: хорошо читаемая фигура взрослого человека и другая, плохо читаемая, фигура. Глина светильника приобрела оранжевый оттенок после обжига. Анализируя рельефный орнамент, который изображен на щитке, специалисты предлагают несколько вариантов его интерпретации. Искусствовед Оскар Фердинандович Вальдгауер, опубликовав статью об аналогичном светильнике из собрания Эрмитажа, трактовал данную сцену так: «Сатир (?) со шкурой, переброшенной через руку, бьет амура; за ним — дерево». По мнению кандидата исторических наук Дениса Валерьевича Журавлева, изображен совсем иной сюжет — популярная в римском изобразительном искусстве сцена бегства Энея из Трои: на своих плечах он несет престарелого отца Анхиза, а за руку ведет юного сына Аскания. Такой сюжет известен не только на щитках светильников римского времени, но и во фресковой живописи. Например, он изображен на известной фреске из Помпей, которая хранится в Национальном музее Неаполя.

Использовали светильник следующим образом: в носик вставляли фитиль, изготовленный из мха или шерсти. Внутренний объем сосуда заполняли растопленным жиром или маслом. Вытягивая наружу или погружая фитиль вовнутрь, можно было регулировать необходимую величину пламени. Найденный у села Тазово светильник является свидетельством оживленной торговли, связывающей в III веке восточные римские провинции и проживающих на территории современной Курской области носителей черняховской археологической культуры, чей состав был полиэтническим (восточные венеты и анты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды).
#4
Светильник
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Светильник

Время создания
III век
Размер
6,9x5,4 см
Техника
лепка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%