Модельер-камнерез свердловского завода «Русские самоцветы» Вячеслав Ситников вырезал фигурку ящерицы из синтетического малахита. Этот материал стали получать в советских лабораториях в 1970-х годах.
Впервые ученые попытались вырастить искусственный камень еще в конце XIX века, когда натуральный малахит в уральских месторождениях почти закончился. Но все опыты оказались неудачными: в результате получалась рыхлая масса, непригодная для обработки.
В советские годы ученые долго не могли вырастить искусственный малахит с таким же рисунком и текстурой, как у природного минерала. Задать нужный узор заранее было невозможно. Наконец получить синтетический камень, похожий на настоящий, смогли сразу три группы исследователей — в Институте экспериментальной минералогии Российской академии наук (город Черноголовка Московской области), в Научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья (город Александров Владимирской области) и в Ленинградском государственном университете. Три разных способа позволили получать любые разновидности камня: почковидный, полосатый, с рисунком в виде расходящихся от центра кругов или так называемый «плисовый» — с узором, похожим на мятую ткань.
В 1975 году синтетический малахит по технологии Ленинградского университета начали выращивать на заводе «Русские самоцветы». Его использовали и для украшений, и для более крупных изделий: портсигаров, подсвечников, шкатулок, настольных часов. Большинство предметов внешне почти не отличалось от произведений из природного минерала. Однако в годы перестройки производство искусственного камня на заводе закрылось.
Малахитовая ящерица Вячеслава Ситникова расположилась на основе из мрамора. Эти животные — популярные персонажи в работах уральских камнерезов. Их часто упоминал в сказах Павел Бажов: ящерицы прислуживали Хозяйке Медной горы, Малахитнице. Они сопровождали мастеров, которых Хозяйка приглашала в свое царство. Сама Малахитница тоже иногда показывалась людям в облике ящерки с крошечной короной на голове.
Впервые ученые попытались вырастить искусственный камень еще в конце XIX века, когда натуральный малахит в уральских месторождениях почти закончился. Но все опыты оказались неудачными: в результате получалась рыхлая масса, непригодная для обработки.
В советские годы ученые долго не могли вырастить искусственный малахит с таким же рисунком и текстурой, как у природного минерала. Задать нужный узор заранее было невозможно. Наконец получить синтетический камень, похожий на настоящий, смогли сразу три группы исследователей — в Институте экспериментальной минералогии Российской академии наук (город Черноголовка Московской области), в Научно-исследовательском институте синтеза минерального сырья (город Александров Владимирской области) и в Ленинградском государственном университете. Три разных способа позволили получать любые разновидности камня: почковидный, полосатый, с рисунком в виде расходящихся от центра кругов или так называемый «плисовый» — с узором, похожим на мятую ткань.
В 1975 году синтетический малахит по технологии Ленинградского университета начали выращивать на заводе «Русские самоцветы». Его использовали и для украшений, и для более крупных изделий: портсигаров, подсвечников, шкатулок, настольных часов. Большинство предметов внешне почти не отличалось от произведений из природного минерала. Однако в годы перестройки производство искусственного камня на заводе закрылось.
Малахитовая ящерица Вячеслава Ситникова расположилась на основе из мрамора. Эти животные — популярные персонажи в работах уральских камнерезов. Их часто упоминал в сказах Павел Бажов: ящерицы прислуживали Хозяйке Медной горы, Малахитнице. Они сопровождали мастеров, которых Хозяйка приглашала в свое царство. Сама Малахитница тоже иногда показывалась людям в облике ящерки с крошечной короной на голове.