Одни из самых популярных атрибутов кочевых ненцев — мягкие сумки и мешки из оленьей шкуры. Они различаются по размеру и служат для хранения и перевозки разных предметов быта: одежды, обуви, белья, инструментов. Тушан — это небольшая женская сумочка для швейных принадлежностей. Издавна ненецкая женщина вручную шила одежду для всей семьи, а также стены дома-чума. Тушан — это символ традиций, которые много веков переходят от матери к дочери.
Первую сумочку для рукоделия девочка получает в семь лет и хранит ее всю жизнь как талисман. В древности северный народ наделял смыслом каждую деталь мешочка: одна его сторона означала день, а другая — ночь.
Шили тушан из замши или шкурок с оленьих лбов, а места глазниц расшивали суконным кантом.
Украшали сумочки мозаикой, вышивкой и аппликацией. Орнамент у ненцев — это «узорная письменность», которая показывает связь оленя, чума и человека. Этот мотив исполнен и на тушане из коллекции Пуровского музея. Чум отражается в глазах оленя, а из чума оленя видит человек. Белая часть сумочки — это снег, узоры — люди, треугольники — дома-чумы. Орнамент на лбу оленя указывает, что в тундре он всему голова. Кайма из белого меха — это горизонт, а суконные полоски — дороги и тропинки, следы людей, оленей и зверей.
Сумочка тушан была главным символом достоинства женщины и ее труда, равно как для мужчины пояс с ножом, рабочими инструментами и амулетами. Женщины складывали в тушан игольницы, наперстки, нити из оленьих сухожилий, лоскутки сукна, бусины и кольца для декора. На тушан крепили обрядовую сумочку с кусочками меха, высушенными внутренностями и костями выдры.
У сумочки-тушан есть свой хозяин или дух — это паук. Он без устали ткет свою паутину, как и женщина ежедневно чинит и шьет одежду для своей семьи. Если женщина убивала паука или рвала его паутину, она могла потерять все швейные принадлежности и остаться «без рук». Паука по-ненецки называют «ними ката» — «бабушка иголок».
Молодая жена забирает с собой тушан, когда переезжает в дом мужа. Если жених беден, не может выкупить невесту и крадет ее против воли родителей, они не дают ей приданого — ни оленей, ни одежды, ни обуви. Такую невесту называют «тущанли минена», что означает «принесшая в чужую семью только свою женскую сумочку».
Первую сумочку для рукоделия девочка получает в семь лет и хранит ее всю жизнь как талисман. В древности северный народ наделял смыслом каждую деталь мешочка: одна его сторона означала день, а другая — ночь.
Шили тушан из замши или шкурок с оленьих лбов, а места глазниц расшивали суконным кантом.
Украшали сумочки мозаикой, вышивкой и аппликацией. Орнамент у ненцев — это «узорная письменность», которая показывает связь оленя, чума и человека. Этот мотив исполнен и на тушане из коллекции Пуровского музея. Чум отражается в глазах оленя, а из чума оленя видит человек. Белая часть сумочки — это снег, узоры — люди, треугольники — дома-чумы. Орнамент на лбу оленя указывает, что в тундре он всему голова. Кайма из белого меха — это горизонт, а суконные полоски — дороги и тропинки, следы людей, оленей и зверей.
Сумочка тушан была главным символом достоинства женщины и ее труда, равно как для мужчины пояс с ножом, рабочими инструментами и амулетами. Женщины складывали в тушан игольницы, наперстки, нити из оленьих сухожилий, лоскутки сукна, бусины и кольца для декора. На тушан крепили обрядовую сумочку с кусочками меха, высушенными внутренностями и костями выдры.
У сумочки-тушан есть свой хозяин или дух — это паук. Он без устали ткет свою паутину, как и женщина ежедневно чинит и шьет одежду для своей семьи. Если женщина убивала паука или рвала его паутину, она могла потерять все швейные принадлежности и остаться «без рук». Паука по-ненецки называют «ними ката» — «бабушка иголок».
Молодая жена забирает с собой тушан, когда переезжает в дом мужа. Если жених беден, не может выкупить невесту и крадет ее против воли родителей, они не дают ей приданого — ни оленей, ни одежды, ни обуви. Такую невесту называют «тущанли минена», что означает «принесшая в чужую семью только свою женскую сумочку».