Пошив одежды и обуви — основное занятие ненецкой женщины на протяжении всей ее жизни. Искусство управляться с иголкой и ниткой каждая девочка постигает с самого раннего возраста. Примерно с четырех-пяти лет девочки начинают пробовать шить самостоятельно — и сразу становятся обладательницами сумочки для рукоделия, которая у лесных ненцев носит название тушан.
Сумочка снизу имеет закругленную форму, а горловина ее заужена. Лицевая часть тушан шьется из лобной части меха оленя. Для соединения деталей по бокам вставляется полоса крашеной замши — ровдуга. Цвет ровдуге придают с помощью природных материалов: красят песчаником или соком лиственницы. Овальную форму стенок тушан подчеркивает полоса орнаментальной меховой мозаики. Сумочка декорируется подвешенными по краям металлическими пуговицами и гильзами от патронов, которые служат своеобразным оберегом от враждебных сил и злых духов.
Считается, что у тушан есть своя покровительница — ними ката, или ниба ката. Образ хранительницы предметов для рукоделия лесные ненки неизменно связывают с пауком. Он бесконечно плетет кружева своей паутины, а женщина всю жизнь шьет, чтобы одеть и согреть свою семью. Поверье гласит, что если убьешь паука, то ними ката упрячет твои швейные принадлежности. По традиции сумочку нельзя держать пустой, в ней обычно хранятся игольницы с иголками, наперстки, привязанные к специальной петле нитки из оленьих сухожилий, лоскуты сукна и кусочки меха для украшения изделий.
Традиционная сумочка для хранения рукодельных принадлежностей — символ достоинства ненецкой женщины, так же, как для мужчины — пояс с подвешенной на нем связкой ножей и инструментов. Выходя замуж, невеста, прежде всего, забирает с собой в новую семью тушан. Так сумка с рукоделием, словно верная спутница, сопровождает ненецкую женщину на всем жизненном пути. В свадебном караване она лежит с невестой на одной нарте, при похищении — браке «с умыканием» — девушка не берет с собой ничего, кроме тушан. А в случае смерти кого-нибудь из близких родственников сумку поворачивают лицевой стороной к стене, она «скорбит» вместе с остальными членами семьи.
Сумочка снизу имеет закругленную форму, а горловина ее заужена. Лицевая часть тушан шьется из лобной части меха оленя. Для соединения деталей по бокам вставляется полоса крашеной замши — ровдуга. Цвет ровдуге придают с помощью природных материалов: красят песчаником или соком лиственницы. Овальную форму стенок тушан подчеркивает полоса орнаментальной меховой мозаики. Сумочка декорируется подвешенными по краям металлическими пуговицами и гильзами от патронов, которые служат своеобразным оберегом от враждебных сил и злых духов.
Считается, что у тушан есть своя покровительница — ними ката, или ниба ката. Образ хранительницы предметов для рукоделия лесные ненки неизменно связывают с пауком. Он бесконечно плетет кружева своей паутины, а женщина всю жизнь шьет, чтобы одеть и согреть свою семью. Поверье гласит, что если убьешь паука, то ними ката упрячет твои швейные принадлежности. По традиции сумочку нельзя держать пустой, в ней обычно хранятся игольницы с иголками, наперстки, привязанные к специальной петле нитки из оленьих сухожилий, лоскуты сукна и кусочки меха для украшения изделий.
Традиционная сумочка для хранения рукодельных принадлежностей — символ достоинства ненецкой женщины, так же, как для мужчины — пояс с подвешенной на нем связкой ножей и инструментов. Выходя замуж, невеста, прежде всего, забирает с собой в новую семью тушан. Так сумка с рукоделием, словно верная спутница, сопровождает ненецкую женщину на всем жизненном пути. В свадебном караване она лежит с невестой на одной нарте, при похищении — браке «с умыканием» — девушка не берет с собой ничего, кроме тушан. А в случае смерти кого-нибудь из близких родственников сумку поворачивают лицевой стороной к стене, она «скорбит» вместе с остальными членами семьи.