В 1937 году самый первый 24-местный автобус марки «ЗИС» начал движение в Молотовске (так тогда назывался Северодвинск) по маршруту «Монастырь — улица Полярная — Монастырь». Официальных остановок не было, автобус останавливался только «по требованию». Как только был построен деревянный мост на остров Ягры, автобус соединил центр и самый отдаленный район города Молотовска. Официальной датой начала автобусного сообщения стало 13 ноября 1938 года, об этом говорит архивная выписка.
В годы Великой Отечественной войны автобусное сообщение было прекращено, и возобновилось только в 1946 году. Тогда с Горьковского автозавода город получил три новых автобуса, а механики починили один довоенный. С самого начала в составе автобусного «экипажа» были водитель и кондуктор. Кондуктор не только «обилечивал» пассажиров, но и громко объявлял остановки, предупреждал о закрытии дверей, отвечал за порядок в салоне автобуса. В специальных сумках кондукторы хранили автобусные билеты и монеты, которыми платили пассажиры за проезд.
Уже в 1961 году в северодвинской автоколонне появился новый автобус марки ЗИЛ-158. Эта марка была радиофицирована и пущена на линию без кондуктора. Водитель в микрофон объявлял остановки, а билеты за проезд пассажиры покупали в «кассах». В автобусах были установлены прозрачные ящички с прорезью, куда надо было бросать монетки и затем, крутя ручку, получить билет. В салоне автобуса было обязательное объявление: «Совесть пассажира — лучший контролер». Однако, некоторые несознательные граждане норовили вместо 5 копеек бросить меньшую монету, а билетик оторвать.
В 1968 году на городских маршрутах появилось еще одно нововведение: миниатюрные книжки с отрывными абонементными талонами. В книжке — десять абонементных талонов. Каждый талон вместо разменной монеты пробивался в автобусном автомате — компостере. Несколько абонементных талонов кондуктор принимал как оплату за проезд на пригородных линиях. Цена одной книжечки составляла 60 копеек, соответственно, проезд в северодвинском городском автобусе стоил 6 копеек. В 1972 году на двенадцати городских линиях работало 90 автобусов, которые перевозили три миллиона пассажиров в месяц.
В годы Великой Отечественной войны автобусное сообщение было прекращено, и возобновилось только в 1946 году. Тогда с Горьковского автозавода город получил три новых автобуса, а механики починили один довоенный. С самого начала в составе автобусного «экипажа» были водитель и кондуктор. Кондуктор не только «обилечивал» пассажиров, но и громко объявлял остановки, предупреждал о закрытии дверей, отвечал за порядок в салоне автобуса. В специальных сумках кондукторы хранили автобусные билеты и монеты, которыми платили пассажиры за проезд.
Уже в 1961 году в северодвинской автоколонне появился новый автобус марки ЗИЛ-158. Эта марка была радиофицирована и пущена на линию без кондуктора. Водитель в микрофон объявлял остановки, а билеты за проезд пассажиры покупали в «кассах». В автобусах были установлены прозрачные ящички с прорезью, куда надо было бросать монетки и затем, крутя ручку, получить билет. В салоне автобуса было обязательное объявление: «Совесть пассажира — лучший контролер». Однако, некоторые несознательные граждане норовили вместо 5 копеек бросить меньшую монету, а билетик оторвать.
В 1968 году на городских маршрутах появилось еще одно нововведение: миниатюрные книжки с отрывными абонементными талонами. В книжке — десять абонементных талонов. Каждый талон вместо разменной монеты пробивался в автобусном автомате — компостере. Несколько абонементных талонов кондуктор принимал как оплату за проезд на пригородных линиях. Цена одной книжечки составляла 60 копеек, соответственно, проезд в северодвинском городском автобусе стоил 6 копеек. В 1972 году на двенадцати городских линиях работало 90 автобусов, которые перевозили три миллиона пассажиров в месяц.