Однако, как неоплачиваемый добровольный труд во внерабочее время, субботники зародились ещё сто лет назад. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года пятнадцать рабочих железнодорожного депо Москва-Сортировочная на Казанской железной дороге по собственной инициативе остались после смены в цехе. Они проработали 10 дополнительных часов и отремонтировали три паровоза. В разгар Гражданской войны, которая бушевала на просторах родины, подобная помощь была очень кстати.
1930-е годы в Сухом Логу развёртывается небывалое для нашего края строительство — возводятся заводы строительной индустрии: цементный, шамотный (огнеупорный), асбоцементный. Стройматериалы были жизненно необходимы для уральских гигантов: Уральский машиностроительный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат.
В книге «Сухоложский огнеупорный завод. История и современность» есть такие строки: «Характерной чертой рабочих того времени была высокая сознательность. Трудились бескорыстно. Многие производственные сооружения были построены рабочими во внеурочное время, после работы оставались и строили, не требуя оплаты».
В годы Великой Отечественной войны бесплатный труд во внерабочее время стал нормой. В Сухом Логу в рекордные сроки строится ещё один завод — «Вторцветмет».
Вспоминает Нина Николаевна Лебедева, шихтовщица завода: