Стул в обстановке крестьянских домов появился в середине XIX века, как дополнение к лавкам. Стол с массивным подстольем на толстых точёных ножках ставили в переднем углу. Рядом с ним ставили единственный в доме стул — пукон, предназначенный для хозяина дома или почётного гостя. Женщины, особенно снохи, не имели права садиться на стул и сидели на лавках. На стуле сидел хозяин дома во время обедов и угощения гостей. В экспозиции представлен стул черного цвета, на ножках круглого сечения, с квадратным сиденьем и высокой спинкой с резьбой.
Жилище удмуртов представляло собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем.
Священным местом в удмуртском доме считалась печь. Она давала тепло, обеспечивала приготовление пищи, создавала семейный уют. Место на печи отводилось для стариков и детей. Как правило, печь ставили вплотную к стенам, задней и боковой, либо к одной из них. Позднее печь стала постепенно «отходить» от стен, за нею появлялись проходы. Для хранения посуды, кухонной утвари и других вещей над этим пространством стали сооружать маленькие полати.
Угол по диагонали от печи считался «красным», как в русской избе. Это наиболее чистое место в доме удмурты называют тӧр сэрег или мудор сэрег. Вдоль стен тянулись широкие лавки, опоясывая всё жилище. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепили полки, как бы замыкавшие пространство комнаты сверху.
В интерьере избы стол, стул, передний угол имели высокий статус. Стол символизировал саму семью, потому что объединял вокруг себя всех. Особое место в мировоззрении удмуртов занимала матица — потолочная балка, на удмуртском языке называлась «мумыкор». Это сложное слово, состоящее из двух слов. Первое слово «мумы» в переводе обозначает мать, второе — «кор» — бревно. Моление в доме разрешалось проводить только в пространстве от красного угла до матицы. Перед отправкой на войну или в армию призывник-рекрут прибивал к матице серебряную монету с шелковой ленточкой, чтобы матица его оберегала. Когда возвращался, то с друзьями торжественно снимал ленточку. Благодарил Бога Инмара и «мумыкор» за удачное возвращение.
При строительстве дома удмурты проводили обряд подъема матицы. Готовили место: под концы клали шерсть и серебряную монету. Шерсть, очевидно, для того, чтобы матице легко и удобно было на себе держать большую тяжесть — потолочные доски, стропила, крышу, чердачную землю. Это благодарение матицы за тяжелую работу. Построив дом, через несколько дней проводили новоселье — «корка пырон». Приглашали родственников, а если деревня небольшая, то всех жителей. Гости заходили со словами: «Пусть новый дом будет наполнен счастьем и достатком!».
Жилище удмуртов представляло собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем.
Священным местом в удмуртском доме считалась печь. Она давала тепло, обеспечивала приготовление пищи, создавала семейный уют. Место на печи отводилось для стариков и детей. Как правило, печь ставили вплотную к стенам, задней и боковой, либо к одной из них. Позднее печь стала постепенно «отходить» от стен, за нею появлялись проходы. Для хранения посуды, кухонной утвари и других вещей над этим пространством стали сооружать маленькие полати.
Угол по диагонали от печи считался «красным», как в русской избе. Это наиболее чистое место в доме удмурты называют тӧр сэрег или мудор сэрег. Вдоль стен тянулись широкие лавки, опоясывая всё жилище. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепили полки, как бы замыкавшие пространство комнаты сверху.
В интерьере избы стол, стул, передний угол имели высокий статус. Стол символизировал саму семью, потому что объединял вокруг себя всех. Особое место в мировоззрении удмуртов занимала матица — потолочная балка, на удмуртском языке называлась «мумыкор». Это сложное слово, состоящее из двух слов. Первое слово «мумы» в переводе обозначает мать, второе — «кор» — бревно. Моление в доме разрешалось проводить только в пространстве от красного угла до матицы. Перед отправкой на войну или в армию призывник-рекрут прибивал к матице серебряную монету с шелковой ленточкой, чтобы матица его оберегала. Когда возвращался, то с друзьями торжественно снимал ленточку. Благодарил Бога Инмара и «мумыкор» за удачное возвращение.
При строительстве дома удмурты проводили обряд подъема матицы. Готовили место: под концы клали шерсть и серебряную монету. Шерсть, очевидно, для того, чтобы матице легко и удобно было на себе держать большую тяжесть — потолочные доски, стропила, крышу, чердачную землю. Это благодарение матицы за тяжелую работу. Построив дом, через несколько дней проводили новоселье — «корка пырон». Приглашали родственников, а если деревня небольшая, то всех жителей. Гости заходили со словами: «Пусть новый дом будет наполнен счастьем и достатком!».