Город Царёвококшайск — современную Йошкар-Олу — основали в 1584 году как русское военное укрепление. Марийцам разрешалось селиться не менее чем в пяти верстах от крепостных стен, а оставаться в городе на ночь им запрещалось вовсе. Но для двух категорий марийского населения делали исключения. Одной из них были новокрещены — мари, которые недавно приняли христианство. За это их освобождали от уплаты налогов на три года и разрешали жить в отдельной слободе у городских стен. Как правило, крещеные мари должны были нести военную службу.
Другим привилегированным сословием были тарханы — так называли марийцев, которые получили участок земли за особые военные или дипломатические заслуги перед Русским государством. Их тоже освобождали от уплаты налогов. Слово «тархан» пришло из тюркского языка: во времена Золотой Орды и Казанского ханства так называли знатных воинов, которые имели особую грамоту — ярлык — от самого хана.
Марийские тарханы могли сами выбирать себе землю. Но обрабатывали ее своими силами и крепостных крестьян не держали. Обычно тархан руководил крупной административной единицей — волостью — и носил звание сотника. На территории волости он собирал налоги в пользу государства, а в случае войны возглавлял сотню воинов.
По статусу тарханы примерно соответствовали мелким русским дворянам. Все их титулы, должности и владения передавались по наследству. Кроме того, существовал обычай, по которому принято было прощать тархану девять любых проступков перед властью. Это право переходило и к его потомкам до девятого колена.
Некоторые тарханы принимали православие. Но большинство из них оставались язычниками, поэтому представители царской власти относились к ним с меньшим доверием, чем к новокрещенам. Селились землевладельцы меньше чем в пяти верстах от города, но все же в некотором отдалении от него.
Судя по документам 1625 года, тарханов среди марийцев было немного. В окрестностях Царёвококшайска жили всего 34 человека с таким званием. А в 1700 году Петр Первый полностью отменил это сословие и ввел единую подушную подать для всех народов Поволжья.
Другим привилегированным сословием были тарханы — так называли марийцев, которые получили участок земли за особые военные или дипломатические заслуги перед Русским государством. Их тоже освобождали от уплаты налогов. Слово «тархан» пришло из тюркского языка: во времена Золотой Орды и Казанского ханства так называли знатных воинов, которые имели особую грамоту — ярлык — от самого хана.
Марийские тарханы могли сами выбирать себе землю. Но обрабатывали ее своими силами и крепостных крестьян не держали. Обычно тархан руководил крупной административной единицей — волостью — и носил звание сотника. На территории волости он собирал налоги в пользу государства, а в случае войны возглавлял сотню воинов.
По статусу тарханы примерно соответствовали мелким русским дворянам. Все их титулы, должности и владения передавались по наследству. Кроме того, существовал обычай, по которому принято было прощать тархану девять любых проступков перед властью. Это право переходило и к его потомкам до девятого колена.
Некоторые тарханы принимали православие. Но большинство из них оставались язычниками, поэтому представители царской власти относились к ним с меньшим доверием, чем к новокрещенам. Селились землевладельцы меньше чем в пяти верстах от города, но все же в некотором отдалении от него.
Судя по документам 1625 года, тарханов среди марийцев было немного. В окрестностях Царёвококшайска жили всего 34 человека с таким званием. А в 1700 году Петр Первый полностью отменил это сословие и ввел единую подушную подать для всех народов Поволжья.