Иконография Страшного Суда сложилась на основе текстов из библейского Апокалипсиса, ветхозаветных пророчеств и притч из Евангелий. По преданию, когда в мир снова придёт Иисус Христос, воскреснут все когда-либо жившие на земле люди и будут держать перед ним ответ за свои поступки. Грешники попадут в ад, а праведники — в рай.
Образы Страшного суда были распространены в Византии в X–XI веках, в русских городах такие иконы стали писать чуть позже. Одно из древнейших на территории России изображений с этим сюжетом можно увидеть в Великом Новгороде: это фрески на стенах Николо-Дворищенского собора. Их выполнили в начале XII века. А самую раннюю икону на Руси написали позже — в XV веке, её хранят в главном соборе Московского Кремля — Успенском.
«Страшный Суд» — одна из самых сложных с точки зрения композиции икон. Она состоит из нескольких ярусов, в каждом из которых множество фигур. В центре верхнего ряда в медальоне или округлом нимбе изображали Святую Троицу, рядом — войско ангелов и жителей Небесного Иерусалима, которых ожидает вечное блаженство. Во втором ряду в центре писали Иисуса Христа Пантократора, то есть в образе Царя Царей, в сияющей мандорле — круглом нимбе, охватывающем всё тело. К Христу обращаются с молитвой о человечестве Богородица и Иоанн Креститель. Эту композицию ещё называют деисусной. В центре третьего яруса можно увидеть весы, на которых взвешивают все добрые и злые дела каждого человека. Если плохих дел больше, грешника бросают в ад. Аду посвящена вся нижняя часть иконы. Здесь изображали Дьявола с душой Иуды на руках, огненного змея, сцены мучений пьяниц, убийц, клеветников, прелюбодеев и других.
Визуально икону можно было разделить на две части. В левой, то есть по правую руку от Иисуса Христа, располагались святые, праведники и их души, которые поднимаются в рай. В правой иконописцы размещали бесов, грешников и падших ангелов, спускающихся в ад.
Образы Страшного суда были распространены в Византии в X–XI веках, в русских городах такие иконы стали писать чуть позже. Одно из древнейших на территории России изображений с этим сюжетом можно увидеть в Великом Новгороде: это фрески на стенах Николо-Дворищенского собора. Их выполнили в начале XII века. А самую раннюю икону на Руси написали позже — в XV веке, её хранят в главном соборе Московского Кремля — Успенском.
«Страшный Суд» — одна из самых сложных с точки зрения композиции икон. Она состоит из нескольких ярусов, в каждом из которых множество фигур. В центре верхнего ряда в медальоне или округлом нимбе изображали Святую Троицу, рядом — войско ангелов и жителей Небесного Иерусалима, которых ожидает вечное блаженство. Во втором ряду в центре писали Иисуса Христа Пантократора, то есть в образе Царя Царей, в сияющей мандорле — круглом нимбе, охватывающем всё тело. К Христу обращаются с молитвой о человечестве Богородица и Иоанн Креститель. Эту композицию ещё называют деисусной. В центре третьего яруса можно увидеть весы, на которых взвешивают все добрые и злые дела каждого человека. Если плохих дел больше, грешника бросают в ад. Аду посвящена вся нижняя часть иконы. Здесь изображали Дьявола с душой Иуды на руках, огненного змея, сцены мучений пьяниц, убийц, клеветников, прелюбодеев и других.
Визуально икону можно было разделить на две части. В левой, то есть по правую руку от Иисуса Христа, располагались святые, праведники и их души, которые поднимаются в рай. В правой иконописцы размещали бесов, грешников и падших ангелов, спускающихся в ад.