Стол-угольник — самый важный предмет мебели казачьего дома — куреня. Он находился в святом углу куреня. В казачьей избе обычно было две комнаты: «великая» и «малая». В «малой» находилась печь, длинные деревянные лавки и стол. В «великой» стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды («горка»), комод для белья, сундуки и другое. Центральным местом в доме являлся «красный» или святой угол. В таком углу и стоял столик специальной формы.
Состоял он из треугольной крышки, одна сторона которой закруглена, центральной фигурной резной ножки и трех опор. Детали соединялись между собой при помощи шипов или клея. Стол изготавливали из дерева, покрывали морилкой и лаком коричневого цвета. Застилали чаще круглой узорчатой кружевной скатертью.
Хранили на подобном столе священные и самые дорогие хозяевам вещи: иконы, свечи, пасхальные яйца, молитвенник, Евангелие и так далее. Образа в красном углу ассоциировались с алтарем православного храма, столик отождествлялся с церковным престолом. Обращен такой угол был обычно на восток.
Каждый заходивший в дом первым делом крестился возле икон «божницы». Часто она оформлялась в форме большого киота — особого шкафчика или застекленной полки для изображений святых, была украшена рушниками —расшитыми полотенцами. В красном углу обычно сажали самых почетных гостей.
По давнему обычаю, когда подходил срок службы молодого казака, отец с матерью снимали из святого угла икону — образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника — и благословляли ею воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца или зашивали в одежду маленькую иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти и от вражеской пули. Казаки направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.
Когда воин возвращался, в доме был настоящий праздник. Родители спешили переодеться в нарядную одежду, брали со столика икону и выходили с образами к калитке встречать сына.
Икону возвращали на прежнее место на стол-угольник, а рядом с ней вешали казачий медальон. Позже стало традицией на столике в этом же углу ставить красивую шкатулку с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походные образки передавались по наследству от отца к сыну.
Состоял он из треугольной крышки, одна сторона которой закруглена, центральной фигурной резной ножки и трех опор. Детали соединялись между собой при помощи шипов или клея. Стол изготавливали из дерева, покрывали морилкой и лаком коричневого цвета. Застилали чаще круглой узорчатой кружевной скатертью.
Хранили на подобном столе священные и самые дорогие хозяевам вещи: иконы, свечи, пасхальные яйца, молитвенник, Евангелие и так далее. Образа в красном углу ассоциировались с алтарем православного храма, столик отождествлялся с церковным престолом. Обращен такой угол был обычно на восток.
Каждый заходивший в дом первым делом крестился возле икон «божницы». Часто она оформлялась в форме большого киота — особого шкафчика или застекленной полки для изображений святых, была украшена рушниками —расшитыми полотенцами. В красном углу обычно сажали самых почетных гостей.
По давнему обычаю, когда подходил срок службы молодого казака, отец с матерью снимали из святого угла икону — образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника — и благословляли ею воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца или зашивали в одежду маленькую иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти и от вражеской пули. Казаки направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.
Когда воин возвращался, в доме был настоящий праздник. Родители спешили переодеться в нарядную одежду, брали со столика икону и выходили с образами к калитке встречать сына.
Икону возвращали на прежнее место на стол-угольник, а рядом с ней вешали казачий медальон. Позже стало традицией на столике в этом же углу ставить красивую шкатулку с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе. Походные образки передавались по наследству от отца к сыну.