Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Александр Гольденвейзер и его время»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Стол столовый

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
78x110 см
Техника
дерево, металл; резьба
Коллекция
0
Открыть в приложении
#2

Сороконожка — это круглый раздвижной обеденный стол, который за счет специальных вставок приобретает овальную форму и удлиняется до четырех-шести метров. Столы снабжены специальным секционным механизмом, позволяющим постепенно увеличивать их размер на полметра. Каждая секция поддерживается парой ножек.

Столы-трансформеры в России появились в самом конце XVIII — начале XIX века. До их появления во всех, даже богатых, домах, пользовались системой «козликов» с положенными на них досками или сплоченными столешницами. Чтобы подобная конструкция была не видна, ее накрывали скатертью и драпировали. И лишь в XIX веке ей на смену приходят сороконожки с круглой столешницей. В то время подобные столы изготавливали из привозного красного дерева или древесины ореха, но можно было встретить изделие из карельской березы, тополя или волнистой березы. А вот вкладыши, которыми дополнялся стол во время приема гостей, делали чаще всего из обычной сосны.

Существует несколько версий происхождения названия такого раздвижного обеденного стола. По одной, сороконожкой стол назывался, потому что имел много ножек. По другой версии, его назвали так потому, что в разложенном виде за стол помещалось 20 человек, соответственно, под ним находилось 40 ног. Сказать точно, почему этот предмет мебели имеет такое причудливое название, никто не может, поэтому каждая версия имеет право на существование.

На протяжении всего XIX века и начала ХХ века подобные столы пользовались большой популярностью. Их можно было встретить в столовых городских квартир и усадеб, они встречались на страницах многих художественных произведений. Поэт Баратынский в шуточном стихотворении «Обеды» описал это стол так:
#3

Как знатоки Эллады завещали?
Старайтеся, чтоб гости за столом,
Не менее Харит своим числом,
Числа Камен у вас не превышали.

#4

В фондах Российского национального музея музыки есть фотографии, на которых Александр Борисович запечатлен в окружении любимых учеников за столом-сороконожкой в столовой дома на улице Горького (ныне Тверская), 17.

#6
Стол столовый
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Стол столовый

Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
78x110 см
Техника
дерево, металл; резьба
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%