Представленный в экспозиции стол принадлежал Мажиту Гафури. За ним первый народный поэт Башкортостана написал многие известные произведения, например, повесть «Черноликие». Произведение, посвященное судьбе женщины в исламском мире, было впервые опубликовано в 1927 году в Казани на татарском языке. В нем описаны реальные события, свидетелем которых стал Гафури во время учебы в деревенской школе. По мотивам этой повести в Башкирском драматическом театре в 1938 году, спустя четыре года после смерти поэта, поставили одноименный спектакль.
В доме, где в наши дни расположен мемориальный музей, Гафури написал еще одно знаковое произведение — повесть «Ступени жизни». Она посвящена теме, крайне актуальной для советской литературы 1920-х годов — зарождению классового самосознания. Главный герой повести — бывший крестьянский юноша, ученик схоластической татаро-башкирской школы, который вынужден стать рядовым солдатом царской армии. Постепенно его недовольство существующим порядком растет, и он становится революционером-большевиком.
Похожим образом устроена повесть «На золотых приисках поэта». Ее Гафури написал под вдохновением от творчества Максима Горького: художественная манера повести напоминает горьковские «Мои университеты». В автобиографическом произведении Гафури описывает тяжелую жизнь рабочих на золотых приисках крупнейших татарских капиталистов братьев Рамеевых. В годы политических гонений поэт трудился в шахтах и хорошо знал, о чем пишет.
Эстетика труда, рост революционных настроений, построение нового мира — эти темы всегда волновали Мажита Гафури. Он хорошо знал характер своих героев и трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Еще будучи учеником медресе, мусульманского учебного заведения, Гафури остался без попечения родителей. Не имея личных средств, он был вынужден работать. Эти обстоятельства жизни во многом определили и его творчество. В своих произведениях поэт стремился к простоте повествования и реалистичности образов. Он хотел, чтобы его работы были понятны любому читателю вне зависимости от уровня образования.
В доме, где в наши дни расположен мемориальный музей, Гафури написал еще одно знаковое произведение — повесть «Ступени жизни». Она посвящена теме, крайне актуальной для советской литературы 1920-х годов — зарождению классового самосознания. Главный герой повести — бывший крестьянский юноша, ученик схоластической татаро-башкирской школы, который вынужден стать рядовым солдатом царской армии. Постепенно его недовольство существующим порядком растет, и он становится революционером-большевиком.
Похожим образом устроена повесть «На золотых приисках поэта». Ее Гафури написал под вдохновением от творчества Максима Горького: художественная манера повести напоминает горьковские «Мои университеты». В автобиографическом произведении Гафури описывает тяжелую жизнь рабочих на золотых приисках крупнейших татарских капиталистов братьев Рамеевых. В годы политических гонений поэт трудился в шахтах и хорошо знал, о чем пишет.
Эстетика труда, рост революционных настроений, построение нового мира — эти темы всегда волновали Мажита Гафури. Он хорошо знал характер своих героев и трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Еще будучи учеником медресе, мусульманского учебного заведения, Гафури остался без попечения родителей. Не имея личных средств, он был вынужден работать. Эти обстоятельства жизни во многом определили и его творчество. В своих произведениях поэт стремился к простоте повествования и реалистичности образов. Он хотел, чтобы его работы были понятны любому читателю вне зависимости от уровня образования.