Традиционный адыгский стол «анэ» — это невысокий стол с круглой столешницей небольшого диаметра, расположенный на трех невысоких фигурных ножках с перекладинами. Несмотря на кажущуюся простоту, все в нем было продумано до мелочей, что обеспечило столу популярность у других народов Кавказа. Его изображение с хлебом-солью помещено на государственном гербе Республики Адыгея.
Благодаря трем ножкам вместо четырех, соединенным Т-образной перекладиной, столик приобретал прочность и устойчивость. Такая конструкция не позволяла столу опрокидываться, если его случайно задевали, а сидеть около него было очень удобно. Как правило, для стола анэ мастера изготавливали маленькие стульчики. Если высота адыгского стола не превышала пятьдесят сантиметров, то высота стульев была наполовину меньше. Такие пропорции заставляли сидящих за столом принять позу, которая исключала возможность переедания, что благоприятно сказывалось на здоровье и внешнем виде человека. Упоминание об адыгском столе анэ встречается еще в древнем эпосе о богатырях-нартах. В адыгских легендах анэ фигурирует как сакральный образ дома, семьи, гостеприимства и предмет, наделенный магическими силами. Древние адыги поклонялись «великому светилу» — солнцу — и старались придать форму круга самым важным предметам быта. Согласно этим традициям круглый стол означал, что все сидящие за ним равны. Анэ и на сегодняшний день — символ гостеприимства, единства и равенства всех сидящих за ним. Некоторые путешественники воспринимали анэ как поднос на ножках. И действительно, столик к гостям вносили уже накрытым, а при смене блюд этот стол забирали и вносили новый.
Представленный в экспозиции столик был передан в музей в 1970 году жительницей Адыгеи Нихай К.С. Он небольшого размера: его высота составляет всего 43 см. Такой столик удобно было переносить с одного места на другое, подавать и забирать, не тревожа гостя. Изготовлен столик из ясеня, но традиционно анэ вырезали из чинара (платана) — одного из самых долгоживущих растений на земле.
Благодаря трем ножкам вместо четырех, соединенным Т-образной перекладиной, столик приобретал прочность и устойчивость. Такая конструкция не позволяла столу опрокидываться, если его случайно задевали, а сидеть около него было очень удобно. Как правило, для стола анэ мастера изготавливали маленькие стульчики. Если высота адыгского стола не превышала пятьдесят сантиметров, то высота стульев была наполовину меньше. Такие пропорции заставляли сидящих за столом принять позу, которая исключала возможность переедания, что благоприятно сказывалось на здоровье и внешнем виде человека. Упоминание об адыгском столе анэ встречается еще в древнем эпосе о богатырях-нартах. В адыгских легендах анэ фигурирует как сакральный образ дома, семьи, гостеприимства и предмет, наделенный магическими силами. Древние адыги поклонялись «великому светилу» — солнцу — и старались придать форму круга самым важным предметам быта. Согласно этим традициям круглый стол означал, что все сидящие за ним равны. Анэ и на сегодняшний день — символ гостеприимства, единства и равенства всех сидящих за ним. Некоторые путешественники воспринимали анэ как поднос на ножках. И действительно, столик к гостям вносили уже накрытым, а при смене блюд этот стол забирали и вносили новый.
Представленный в экспозиции столик был передан в музей в 1970 году жительницей Адыгеи Нихай К.С. Он небольшого размера: его высота составляет всего 43 см. Такой столик удобно было переносить с одного места на другое, подавать и забирать, не тревожа гостя. Изготовлен столик из ясеня, но традиционно анэ вырезали из чинара (платана) — одного из самых долгоживущих растений на земле.