Согласно малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, стереоскоп — это «оптический инструмент, с помощью которого два плоскостных изображения комбинируются таким образом, что наблюдатель получает впечатление рельефного предмета». Данный бинокулярный прибор позволял делать фотографии объемными.
Появление стереоскопа произошло в 1829 году благодаря учителю математики Эллиоту. Для просмотра изображений фотографии располагали в специальных отсеках таким образом, чтобы левая была для правого глаза и наоборот. На этом развитие прибора не остановилось, и в 1849 году Дейвид Брюстер, физик шотландского происхождения, поместил в прибор оптические линзы, что позволило максимально комфортно рассматривать детали картинки.
В 1851 году французский оптик Жюль Дюбоск, изобретатель полярископа, выкупил права на прибор у Дейвида Брюстера и представил его широкому кругу зрителей на лондонской Всемирной выставке. Это способствовало широкой популяризации приспособления, и с этого времени он появился на прилавках магазинов.
До 1853 года для достижения эффекта стереокартинку снимали двумя разными камерами. После перешли на одну, немного меняя ракурс для другой картинки. Следующим новшеством стала камера с двумя объективами, которые были расположены на расстоянии 2,5 дюйма, кадры делались одновременно.
Спустя десять лет американский врач Оливер Холмс и оптик Джозеф Бейтс окончательно совершенствуют стереоскоп, сделав его более удобным в использовании. Прибор стал настолько популярным, что он появился практически в каждой семье.
Благодаря стереоскопу появились серии картинок на различную тематику, от семейных портретов до видов разных уголков земли. Любому обычному человеку стали доступны любые сюжеты. Однако к концу XIX века прибор пережил свой закат из-за появления кинематографа, но уже с 1930-х годов интерес к нему снова проснулся из-за появления обращаемой цветной пленки. Теперь изображение можно было перенести на слайд.
Представленный экспонат начала XX века принадлежал семье служащего Грязе-Царицынской железной дороги.