В Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан хранится полноразмерная копия каменной статуи — балбала. Историки датируют её VI–VII веком, временем существования могущественного государства Великий Тюркский каганат.
Каменные памятники — балбалы — представляли собой кусок камня или дерева высотой от полуметра до метра. Ему придавали форму человеческой фигуры и вкапывали в землю. Часто каменные бабы выглядели примитивно: плоское тело, отсутствие шеи и опущенный подбородок. Иногда балбалов дополняли различными элементами, например: некоторые статуи держали в руках кубки, у других было оружие на поясе, часть носила украшения — серьги или бусы.
Среди ученых не было единого мнения о значении тюркских каменных памятников. По одной из версий, статуя символизировала души умерших предков, которые охраняли род. Слово «балбал» существовало в языках нескольких народов, которые населяли степные регионы. Исследователи предполагают, что термин произошел от тюркского слова «баба», которое означало «отец» или «предок». Существовала традиция оставлять балбалам разнообразные подношения, чтобы задобрить прадедов и попросить у них помощи.
По другой версии, балбалы были частью ритуала, во время которого душу убитого врага дарили погибшему товарищу и в честь этого устанавливали статуи. На памятнике иногда указывали имена побежденных вождей. Например, один из балбалов гласил: «В честь моего отца-кагана Эльтериша во главе цепочки камней поставили балбалом изображение Баз-кагана».
Также существовала теория, что балбалы были надгробиями на могилах высокопоставленных людей. Фламандский путешественник Гильом де Рубрук писал: «Команы [тюркоязычные кочевники] делали большие могильные курганы и устанавливали над могилой статую с чашкой в руке лицом на восток». Некоторые статуи держали в руках кинжал или меч — символы силы и власти.
Балбалы устанавливали на курганах и высоких площадках, а по периметру их огораживали камнями. Археологи находили подобные статуи на всей территории современной России — от Алтая до Днепра.
Каменные памятники — балбалы — представляли собой кусок камня или дерева высотой от полуметра до метра. Ему придавали форму человеческой фигуры и вкапывали в землю. Часто каменные бабы выглядели примитивно: плоское тело, отсутствие шеи и опущенный подбородок. Иногда балбалов дополняли различными элементами, например: некоторые статуи держали в руках кубки, у других было оружие на поясе, часть носила украшения — серьги или бусы.
Среди ученых не было единого мнения о значении тюркских каменных памятников. По одной из версий, статуя символизировала души умерших предков, которые охраняли род. Слово «балбал» существовало в языках нескольких народов, которые населяли степные регионы. Исследователи предполагают, что термин произошел от тюркского слова «баба», которое означало «отец» или «предок». Существовала традиция оставлять балбалам разнообразные подношения, чтобы задобрить прадедов и попросить у них помощи.
По другой версии, балбалы были частью ритуала, во время которого душу убитого врага дарили погибшему товарищу и в честь этого устанавливали статуи. На памятнике иногда указывали имена побежденных вождей. Например, один из балбалов гласил: «В честь моего отца-кагана Эльтериша во главе цепочки камней поставили балбалом изображение Баз-кагана».
Также существовала теория, что балбалы были надгробиями на могилах высокопоставленных людей. Фламандский путешественник Гильом де Рубрук писал: «Команы [тюркоязычные кочевники] делали большие могильные курганы и устанавливали над могилой статую с чашкой в руке лицом на восток». Некоторые статуи держали в руках кинжал или меч — символы силы и власти.
Балбалы устанавливали на курганах и высоких площадках, а по периметру их огораживали камнями. Археологи находили подобные статуи на всей территории современной России — от Алтая до Днепра.