В коллекции Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан хранится полноразмерная копия кипчакской (половецкой) женской каменной статуи. Исследователи датируют её концом XI — началом XII веков.
Каменные статуи предков — характерная черта половецкой культуры. Изваяния делали из серого песчаника, их высота достигала 4 метров. Скульптуры также называли каменными или половецкими бабами.
Половцы (кипчаки) — это кочевой тюркский народ, который имел своё государство Дешт-и-Кипчак (другое название — Половецкая степь). Оно располагалось между реками Дунай и Иртыш.
В культуре половцев статуи символизировали предков — их размещали на самых высоких участках степи, водоразделах, а также на курганных могильниках. Для фигур специально сооружали квадратные или прямоугольные святилища. Их ограждали камнями, а размер зависел от количества чтимых в нём предков. Статуи помещали в центре храма, лицо должно было обязательно смотреть на Восток. Чаще всего в святилище размещали одну или несколько статуй, реже — по 12-15. В таких местах осуществляли поминальный культ предков, который не был связан напрямую с погребениями. Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды.
По канонам предка изображали в положении стоя или сидя. В руках у статуи всегда были чаши для жертвоприношения или «угощения». Мужские лица отличались усами и бородой. Женские фигуры были полными и округлыми, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Их представляли с голой грудью, чтобы подчеркнуть основное назначение этого органа — кормление детей.
Женские изваяния называли «бабами» — слово происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Они символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали силу, выкармливали и оберегали кочевников. За это им приносили жертвы — у подножия статуй исследователи находили кости баранов.
XII век — время расцвета половецкой скульптуры. В это время в половецких мастерских изготавливали тысячи статуй. Из-за огромного количества заказов увеличился рост производства, а также число камнерезов и скульпторов в государстве. Благодаря тому, что статуи дошли до наших дней, исследователи точно описали костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев.
Каменные статуи предков — характерная черта половецкой культуры. Изваяния делали из серого песчаника, их высота достигала 4 метров. Скульптуры также называли каменными или половецкими бабами.
Половцы (кипчаки) — это кочевой тюркский народ, который имел своё государство Дешт-и-Кипчак (другое название — Половецкая степь). Оно располагалось между реками Дунай и Иртыш.
В культуре половцев статуи символизировали предков — их размещали на самых высоких участках степи, водоразделах, а также на курганных могильниках. Для фигур специально сооружали квадратные или прямоугольные святилища. Их ограждали камнями, а размер зависел от количества чтимых в нём предков. Статуи помещали в центре храма, лицо должно было обязательно смотреть на Восток. Чаще всего в святилище размещали одну или несколько статуй, реже — по 12-15. В таких местах осуществляли поминальный культ предков, который не был связан напрямую с погребениями. Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды.
По канонам предка изображали в положении стоя или сидя. В руках у статуи всегда были чаши для жертвоприношения или «угощения». Мужские лица отличались усами и бородой. Женские фигуры были полными и округлыми, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Их представляли с голой грудью, чтобы подчеркнуть основное назначение этого органа — кормление детей.
Женские изваяния называли «бабами» — слово происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Они символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали силу, выкармливали и оберегали кочевников. За это им приносили жертвы — у подножия статуй исследователи находили кости баранов.
XII век — время расцвета половецкой скульптуры. В это время в половецких мастерских изготавливали тысячи статуй. Из-за огромного количества заказов увеличился рост производства, а также число камнерезов и скульпторов в государстве. Благодаря тому, что статуи дошли до наших дней, исследователи точно описали костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев.