Спас Нерукотворный
Время создания
XVIII век
Размер
74,2x67,5 см
74,2х67,5х3,8 см
74,2х67,5х3,8 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Спас Нерукотворный
#3
#2
История иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» восходит ещё к началу эры. По преданию, тогда Иисус Христос исцелил сирийского царя Авгаря от болезни, и тот в благодарность решил создать его портрет. Однако как художник ни пытался, запечатлеть Иисуса ему не удалось. Тогда Христос умылся и попросил убрус — полотенце. Он вытер о полотнище лицо, и на ткани проявился его портрет. Нерукотворный образ хранился в Эдессе, а в 545 году нашей эры его перевезли в Константинополь.
Иконографический тип Спаса Нерукотворного встречается в двух вариантах: «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» — глиняной доске. Эта икона выполнена в первом варианте. Лик Спасителя разместили на фоне церковного полотнища, по углам завязанного в узлы. Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написал мастер из Малороссии в первой половине XVIII века.
Иконографический тип Спаса Нерукотворного встречается в двух вариантах: «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» — глиняной доске. Эта икона выполнена в первом варианте. Лик Спасителя разместили на фоне церковного полотнища, по углам завязанного в узлы. Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написал мастер из Малороссии в первой половине XVIII века.
#4
Описание иконы
#5
В это время под влиянием западного искусства в русскую живопись проникло реалистическое направление. Изображение стало не схематическим, условным, а портретным, более детализированным. На этой иконе мастер прорисовал локоны Христа, морщины на лице, ресницы на глазах, тщательно проработал зрачки: нанес тонкие белые штрихи — имитацию световых бликов. Тонко был прописан орнамент на убрусе и узор ткани с завитками и вензелями.
#6
Техника
#8
С XVIII века иконы начали писать масляным красками, но «Спас Нерукотворный» нарисовали ещё порошковой краской, которую использовали издревле. Пигменты разводили в сыром яичном желтке или смеси желтка и льняного масла. Также в XVIII веке мастера перестали выбирать ковчег, то есть не делали углубления для основного рисунка. Рамка иконы стала не резной, а живописной. Образ дополняли надписью: «Днесь нерукотворенный образ почитаем принесение его радостно совершаем».
<div><br></div>Из Малороссии икону перевезли в Великий Устюг, а оттуда — в церковь в Палехе. Там она находилась и после революции, а в 1980-х годах попала в Санкт-Петербург, в коллекцию мецената Виктора Самсонова. В 1996 году образ приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа в рамках программы«Раритеты и художественные ценности». Спустя 15 лет икону «Спас Нерукотворный» передали в музейный фонд.
#9
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Спас Нерукотворный
Время создания
XVIII век
Размер
74,2x67,5 см
74,2х67,5х3,8 см
74,2х67,5х3,8 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться