Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Спас Нерукотворный

Время создания
XVIII век
Размер
74,2x67,5 см
74,2х67,5х3,8 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Спас Нерукотворный
#3

Сюжет и иконография

#2
История иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» восходит ещё к началу эры. По преданию, тогда Иисус Христос исцелил сирийского царя Авгаря от болезни, и тот в благодарность решил создать его портрет. Однако как художник ни пытался, запечатлеть Иисуса ему не удалось. Тогда Христос умылся и попросил убрус — полотенце. Он вытер о полотнище лицо, и на ткани проявился его портрет. Нерукотворный образ хранился в Эдессе, а в 545 году нашей эры его перевезли в Константинополь.

Иконографический тип Спаса Нерукотворного встречается в двух вариантах: «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» — глиняной доске. Эта икона выполнена в первом варианте. Лик Спасителя разместили на фоне церковного полотнища, по углам завязанного в узлы. Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написал мастер из Малороссии в первой половине XVIII века.
#4

Описание иконы

#5
В это время под влиянием западного искусства в русскую живопись проникло реалистическое направление. Изображение стало не схематическим, условным, а портретным, более детализированным. На этой иконе мастер прорисовал локоны Христа, морщины на лице, ресницы на глазах, тщательно проработал зрачки: нанес тонкие белые штрихи — имитацию световых бликов. Тонко был прописан орнамент на убрусе и узор ткани с завитками и вензелями.
#6

Техника

#8
С XVIII века иконы начали писать масляным красками, но «Спас Нерукотворный» нарисовали ещё порошковой краской, которую использовали издревле. Пигменты разводили в сыром яичном желтке или смеси желтка и льняного масла. Также в XVIII веке мастера перестали выбирать ковчег, то есть не делали углубления для основного рисунка. Рамка иконы стала не резной, а живописной. Образ дополняли надписью: «Днесь нерукотворенный образ почитаем принесение его радостно совершаем».

<div><br></div>Из Малороссии икону перевезли в Великий Устюг, а оттуда — в церковь в Палехе. Там она находилась и после революции, а в 1980-х годах попала в Санкт-Петербург, в коллекцию мецената Виктора Самсонова. В 1996 году образ приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа в рамках программы«Раритеты и художественные ценности». Спустя 15 лет икону «Спас Нерукотворный» передали в музейный фонд.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Спас Нерукотворный

Время создания
XVIII век
Размер
74,2x67,5 см
74,2х67,5х3,8 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%