Спас на престоле. Богоматерь на престоле
Время создания
1854
Размер
88,3x57 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#15
Илья Волков, Петр Наговицын
Богоматерь на престоле
#17
Илья Волков, Петр Наговицын
Спас на престоле
#14
#5
Палехские мастера Петр Наговицын и Илья Волков написали иконы «Спас на престоле» и «Богоматерь на престоле» в 1854 году. Эти работы исполнены для иконостаса палехского Крестовоздвиженского храма. Художники создали их в пешехоновской мастерской — известном в Петербурге иконописном центре, начало которому положил Макарий Пешехонов. Из работ династии Пешехоновых вырос так называемый «пешехоновский стиль». Во второй половине XIX века он стал особенно популярен у заказчиков икон.
#6
Этот стиль легко узнать по необычному для традиционных икон лично́му письму: художники создают лики святых по правилам русской академической живописи. Они выполняют моделирование объемов светом и тенью, за счет чего лица выглядят натуралистично. Также, «пешехоновские» иконы обильно украшены золотыми орнаментами. Считается, что на формирование таких новых эстетических идеалов повлияло убранство храмов Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге.
#7
Отличительной особенностью пешехоновской манеры стала «цировка» — особый способ декора, когда мастер тонкой иглой проскребает густой слой краски до золотого фона, как в резцовой гравюре по металлу. С помощью этого приёма художники изображали орнамент на одеждах святых, имитировали драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями.
#8
Петр Наговицын и Илья Волков создали замечательные образцы пешехоновского стиля. Строгие лики Христа и Богоматери, их застывшие позы, обилие золота и атрибуты царской власти — всё это придало изображениям торжественность и монументальность.
#9
Мастера по-разному обработали золото на иконах. Полированный до блеска драгоценный металл они использовали в изображении престолов, а также при создании ангелов (на иконе Богоматери) и символических животных (на иконе Спаса). Таким же способом исполнены нимбы и картуши с монограммами — картушем называют эмблему, обрамленную завитками. В то время как общему золотому фону иконы художники оставили матовую поверхность.
#10
Золота на иконе так много, что с трудом можно определить цветовую гамму. Его блеск поглощает цвета, лишая их силы и звучности. Хотя в цветовом строе видны довольно сложные оттенки.
#11
Согласно той же академической манере, которую авторы использовали в лично́м письме, тени на иконе и растушевки на одеждах проложены асфальтом (асфальт наивысшего качества применяют в живописи и литографии). Из-за этого кракелюр, особенно на ликах, похож на кракелюр в картинах русских художников второй половины XIX века. А вот трещины красноватого оттенка на золотом фоне, подчеркнувшие благородную старину иконы — это лишь великолепная имитация кракелюра.
#4
Обе иконы подписаны мастерами. Но подписи, сделанные очень мелко, спрятаны в пышных завитках орнамента на подножиях престолов.
#18
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Спас на престоле. Богоматерь на престоле
Время создания
1854
Размер
88,3x57 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться