Фаянсовый соусник с росписью подарила Музею семьи Романовых жительница Тобольска Лариса Раевская. Она, в свою очередь, получила его от знакомой — Ирины Поздняковой. Старинный соусник принадлежал матери Поздняковой и перешел к ней от свекрови, Марии Логиновой. По мнению исследователей, Логинова могла прислуживать семье Романовых, когда они находились в тобольской ссылке.
Соусник
Время создания
конец XIX—начало ХХ века
Размер
11,5х21х12,5 см
Техника
фаянс; глазурь, цветная глазурь, золочение
Коллекция
1
Открыть в приложении#1
Завод Матвея Кузнецова
Соусник
#2
#3
Соусник был частью большого сервиза. Он входил в набор посуды из губернаторского дома, где поселили опального императора и его семью. В пару к этому изделию прилагалось небольшое блюдце-подставка: оно также сохранилось до наших дней и представлено в экспозиции Тобольского музея.
#4
Белый фаянсовый соусник расписан цветной глазурью. На его боках, а также на бортиках блюдца расположены изображения лиловых ирисов. Отдельные детали украшены позолотой.
Матвей Кузнецов основал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий» в 1889 году. Он выпускал посуду и предметы декора для разных категорий покупателей. На крестьян были рассчитаны недорогие практичные изделия с простым декором, горожане предпочитали варианты с росписью, похожие на дворянские сервизы. Аристократам Кузнецов предлагал посуду с изысканными рисунками и позолоченной внутренней поверхностью.
К началу ХХ века «Товарищество» было крупнейшим производителем фарфора и фаянса в Европе. В его состав входили семь заводов, каждый из которых специализировался на определенной продукции. Дулевский завод выпускал церковную утварь, статуэтки и сервизы, расписанные крупными цветовыми пятнами. В Твери изготавливали штучные предметы: блюда, кружки, сухарницы, икорницы. В ассортимент Будянской фабрики входили даже кукольные сервизы.
В 1902 году Кузнецов стал официальным поставщиком императорского двора. Его предприятие снабжало семью Романовых посудой вплоть до революции.
На заводах Матвея Кузнецова применяли особый способ обработки глины, которая шла потом на производство фаянса. Ее целый год выдерживали в подвалах с определенной влажностью и температурой, после чего материал становился пластичным и не трескался во время работы. Для обжига использовали торф, который добывали не позднее июля. Такое топливо успевало как следует просохнуть, поэтому давало ровное жаркое пламя и не коптило.
Матвей Кузнецов основал «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий» в 1889 году. Он выпускал посуду и предметы декора для разных категорий покупателей. На крестьян были рассчитаны недорогие практичные изделия с простым декором, горожане предпочитали варианты с росписью, похожие на дворянские сервизы. Аристократам Кузнецов предлагал посуду с изысканными рисунками и позолоченной внутренней поверхностью.
К началу ХХ века «Товарищество» было крупнейшим производителем фарфора и фаянса в Европе. В его состав входили семь заводов, каждый из которых специализировался на определенной продукции. Дулевский завод выпускал церковную утварь, статуэтки и сервизы, расписанные крупными цветовыми пятнами. В Твери изготавливали штучные предметы: блюда, кружки, сухарницы, икорницы. В ассортимент Будянской фабрики входили даже кукольные сервизы.
В 1902 году Кузнецов стал официальным поставщиком императорского двора. Его предприятие снабжало семью Романовых посудой вплоть до революции.
На заводах Матвея Кузнецова применяли особый способ обработки глины, которая шла потом на производство фаянса. Ее целый год выдерживали в подвалах с определенной влажностью и температурой, после чего материал становился пластичным и не трескался во время работы. Для обжига использовали торф, который добывали не позднее июля. Такое топливо успевало как следует просохнуть, поэтому давало ровное жаркое пламя и не коптило.
#5
Основание соусника с клеймом «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий»
#6
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Соусник
Время создания
конец XIX—начало ХХ века
Размер
11,5х21х12,5 см
Техника
фаянс; глазурь, цветная глазурь, золочение
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться